г. Москва
15 мая 2009 г. |
Дело N А41-13386/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Бархатова В.Ю., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Мешковой К.П.,
при участии в заседании:
от заявителя: Примак Е.А., дов. от 26.04.2006 N 01-245;
от заинтересованного лица: - Князева Е.С., дов. от 12.08.2008 N 1исх2300;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Кудиновский завод "Электроугли" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2009 года по делу N А41-13386/08, принятое судьей Бычковой А.В. по заявлению открытого акционерного общества Кудиновский завод "Электроугли" к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании незаконными действий, об обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Кудиновский завод "Электроугли" (далее - ОАО Кудиновский завод "Электроугли") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в отказе от предоставления в собственность ОАО Кудиновский завод "Электроугли" земельного участка, расположенного по адресу: 142455, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Новая, кадастровый номер 50:16:07 02 005:0228, площадью 10000 кв.м., об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность ОАО Кудиновский завод "Электроугли" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Новая, кадастровый номер 50:16:07 02 005:0228, площадью 10000 кв.м. без согласования с Министерством имущественных отношений Московской области и в двухнедельный срок направить ОАО Кудиновский завод "Электроугли" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2009 года по делу N А41-13386/08 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО Кудиновский завод "Электроугли" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что ОАО Кудиновский завод "Электроугли" имеет в собственности здание профилактория общей площадью 2200,1 кв.м., инв. N 11989, лит. А-А1-А2, объект N 1, расположенное по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, д.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.1999, л.д. 29).
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 50:16:07 02 005:0228 по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Электроугли, г. Электроугли, ул. Новая (л.д. 86).
Данный земельный участок предоставлен заводу "Электроугли" (в последствии ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли") для строительства здания профилактория постановлением Главы Администрации г. Электроугли Ногинского района Московской области от 19.01.1993 N 12 (л.д. 34) на праве постоянного бессрочного пользования.
Имущество ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" находилось в государственной собственности Московской области (п. 2.1 Устава - л.д. 105).
Из того же пункта Устава следует, что земельный участок площадью 10000 кв.м. находится в постоянном бессрочном пользовании ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" на основании постановления Главы Администрации г. Электроугли Ногинского района Московской области от 19.01.1993 N 12.
12.05.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" по решению суда в связи с окончанием конкурсного производства по делу о банкротстве (л.д. 36).
В период нахождения предприятия на стадии внешнего управления создано ОАО Кудиновский завод "Электроугли" в уставный капитал которого было передано здание профилактория (л.д. 35).
Внешний управляющий ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" Блинник Семен Борисович в своем ходатайстве Главе Администрации Ногинского района Московской области Лаптеву В.Н. от 03.07.2002 N 1-124 отказался от права постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 1 гектар, а также ходатайствовал о предоставлении спорного земельного участка ОАО Кудиновский завод "Электроугли" (л.д. 38).
Доказательств принятия Главой Администрации Ногинского района Московской области какого-либо ненормативного акта по ходатайству внешнего управляющего в материалы дела не представлено.
Письмом от 24.03.2008 N 01-122 ОАО Кудиновский завод "Электроугли" обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 10.04.2008 N 1109/28 Администрация отказала ОАО Кудиновский завод "Электроугли" в предоставлении спорного земельного участка в собственность, сославшись на то, что: "Согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования от 21.01.1993 N 171 указанный участок принадлежит заводу "Электроугли", правопреемником которого является МО Кудиновский завод "Электроугли. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, предоставленные Государственным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются собственностью Московской области, распоряжение которой относится к исключительной компетенции Правительства Московской области в лице Минмособлимущества_".
По данному вопросу заявителю было предложено обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 28).
Министерство имущественных отношений, в свою очередь, в письме от 07.07.2008 N ИС-7652, сославшись на пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", указало, что принадлежащее заводу "Электроугли" право постоянного бессрочного пользования земельным участком к ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" в порядке правопреемства не переходило, в связи с чем отсутствуют основания для отнесения данного земельного участка к собственности Московской области.
Заявителю было предложено обратиться в орган местного самоуправления Ногинского муниципального района Московской области для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка (л.д. 41).
Суд первой инстанции обоснованно не принял данные доводы Министерства имущественных отношений Московской области и сделал правильный вывод о том, что спорный земельный участок площадью 10000 кв.м. относится к неразграниченной государственной собственности, сославшись на факт отказа ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли" от права постоянного бессрочного пользования земельным участком в 2002 году.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что 12.05.2006 в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации ГУП МО Кудиновский завод "Электроугли", то есть на 01.07.2006 (момент вступления в силу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") государственное унитарное предприятие находящееся в собственности Московской области уже не существовало, следовательно основания для отнесения спорного земельного участка к собственности Московской области предусмотренные абзацем 3 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ у суда первой инстанции отсутствовали.
При таких обстоятельствах основания отказа в рассмотрении по существу вопроса о предоставлении земельного участка, указанные Администрацией в письме от 10.04.2008 N 1109/28 являются незаконными, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности отказа в связи с тем, что распоряжение спорным земельным участком подлежало согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области в силу требований части 2 статьи 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ.
Как видно из письма Администрации от 10.04.2008 N 1109/28 основания оспариваемого отказа не связаны с процедурой согласования Администрацией с Министерством имущественных отношений Московской области проекта решения о продаже земельного участка и договора купли-продажи.
Доказательств подготовки Администрацией указанных документов по результатам рассмотрения обращения заявителя в материалы дела не представлено.
Фактически по существу обращение заявителя рассмотрено не было, поскольку Администрация сослалась на отсутствие у нее компетенции на распоряжение спорным земельным участком.
Вместе с тем, согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 N 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Кроме того, обязательное согласование с Министерством имущественных отношений Московской области проводилось согласно положениям части 2 статьи 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" только в случае, если размер земельного участка (в городских поселениях) превышал 1 гектар.
Спорный участок находится в городе Электроугли, который является городским поселением (ст. 1 Закона МО от 28.02.2005 N 82/2005-ОЗ) и по площади равен 1 гектару.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 10000 кв.м., расположенный по адресу: 142455, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Новая, кадастровый номер 50:16:07 02 005:0228 предоставлялся для строительства здания профилактория и имеет согласно кадастровому плану (л.д. 26) соответствующий вид разрешенного использования: "для строительства профилактория".
Таким образом для использования здания профилактория земельный участок ранее не предоставлялся.
Вместе с тем заявитель обратился к Администрации и просил предоставить ему земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для использования здания профилактория, то есть уже с другим видом разрешенного использования.
В настоящее время при отсутствии правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в порядке части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ и не относится к компетенции арбитражного суда.
При таких обстоятельствах требования заявителя о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка не могут быть удовлетворены.
Заявитель не лишен возможности обратиться в Администрацию с новым заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения которого будут определены границы и размер необходимого для использования здания профилактория нового земельного участка.
В силу положений п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка необходимого для использования здания, строения, сооружения определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и фактически используемой площади.
Если по результатам данного исследования Администрация придет к выводу о том, что для использования здания профилактория необходим и достаточен земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 50:16:07 02 005:0228, вид его разрешенного использования может быть изменен в порядке части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ с последующим принятием решения о предоставлении земельного участка заявителю.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 февраля 2009 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-13386/08 в части отказа в признании незаконными действий Администрации Ногинского муниципального района Московской области, выразившихся в отказе от предоставления в собственность открытому акционерному обществу Кудиновский завод "Электроугли" земельного участка, расположенного по адресу: 142455, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Новая, кадастровый номер 50:16:07 02 005:0228, площадью 10000 кв.м. отменить.
Признать незаконными действия Администрации Ногинского муниципального района Московской области, выразившиеся в отказе от предоставления в собственность открытому акционерному обществу Кудиновский завод "Электроугли" земельного участка, расположенного по адресу: 142455, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Новая, кадастровый номер 50:16:07 02 005:0228, площадью 10000 кв.м.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13386/08
Истец: ОАО "Кудиновский завод "ЭЛЕКТРОУГЛИ"
Ответчик: Администрация Ногинского мунициапльного района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области