г. Москва
28 мая 2009 г. |
Дело N А41-25043/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Макаровской Э.П., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тумаркиной М.В.,,
при участии в заседании:
от заявителя: Бобровой В.А., доверенность от 21.12.2008 г.,
от ответчика: Гусевой Ю.Н., доверенность от 20.04.2009 г. N 14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2009 г. по делу N А41-25043/08, принятое судьей Антоновым В.И., по заявлению открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области о признании недействительными решения от 22.08.2008 г. и обязании инспекции устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица от 22.08.2008 г. и обязании МРИФНС России N 1 по Московской области устранить допущенное нарушение законных прав и интересов общества в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу путем государственной регистрации изменений сведений через внесение записи в показатель 36 "Сведения о юридическом лице, правопреемником которого является юридическое лицо при реорганизации путем присоединения" Мячковский ордена Трудового Красного Знамени объединенный авиаотряд (т. 1 л.д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2009 г. заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком в налоговый орган представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем у налогового органа не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 2 л.д. 75-76).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как принятого с неправильным применением ст. ст. 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку среди представленных обществом документов в порядке вышеназванного закона отсутствовало заявление по форме N Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Кроме того, сведения о реорганизации общества были зарегистрированы Администрацией Раменского района Московской области 30.06.1994 г., а ведение Единого государственного реестра юридических лиц в Российской Федерации осуществляется с 01.07.2002 г. Однако указанные существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда (т. 2 л.д. 89-92).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции и представителя общества, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество 19.03.2008 г. обратилось в налоговый орган с заявлениями о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы с приложением к нему документов (т. 1 л.д. 75-79).
Налоговым органом обществу выдана расписка в получении документов, представленных налогоплательщиком в регистрирующий орган (т. 1 л.д. 79).
МРИФНС России N 1 по Московской области 22.08.2008 г. вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, которым обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 80).
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы инспекции об отсутствии в представленном пакете документов заявления по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также выводы о том, что сведения о реорганизации были зарегистрированы Администрацией Раменского района Московской области 30.06.1994 г., а ведение ЕГРЮЛ в Российской федерации осуществляется с 01.07.2002 г.
Признавая недействительным оспариваемое решение инспекции, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мячковские авиационные услуги" было образовано в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указом Президента Российской Федерации от 01.01.1992 г. N 721 "Об утверждении Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа" при реорганизации путем преобразования Мячковского ордена Трудового Красного Знамени объединенного авиаотряда, что подтверждается представленными документами: приказом командира Мячковского объединенного авиаотряда от 13.07.1992 г. "О создании рабочей комиссии по преобразованию МОАО в акционерное общество" (т. 2 л.д. 7-8); протоколом заседания комиссии по преобразованию МОАО в акционерное общество от 03.08.1992 г. N 1 (т. 2 л.д. 10); решением Комитета по управлению имуществом Московской области Администрации Московской области от 29.06.1994 г. N 360 "Об утверждении плана приватизации и утверждении устава акционерного общества открытого типа "Мячковские авиационные услуги" (т. 1 л.д. 68); распоряжением Государственного комитета Российской федерации от 11.07.1994 г. N 1888-р о приватизации Мячковского авиаотряда и его преобразовании в акционерное общество (т. 1 л.д. 69); Уставом предприятия АООТ "Мячковские авиационные услуги" от 30.06.1994 г. N 1682, в п. 2.2 ст. 2 которого содержится запись о правопреемстве от Мячковского ордена Трудового Красного Знамени объединенного авиаотряда (т. 1 л.д. 9-22); Уставом предприятия 1997 г., в абзаце 3 преамбулы которого содержится указание на правопреемство от ордена Трудового Красного Знамени объединенного авиаотряда (т. 1 л.д. 23-38); Уставом предприятия 2002 г., в п. 1.2 которого содержатся указания на правопреемство ордена Трудового Красного Знамени объединенного авиаотряда (т. 1 л.д. 39-53); свидетельством от 20.06.1994 г. N 2220 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица ОАО "Мячковские авиационные услуги" 30.12.1992 г. (т. 1 л.д. 67).
Несостоятельным является довод инспекции о том, что обществом не представлено заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных внесением изменений в учредительные документы, поскольку в материалах дела имеется расписка налогового органа о принятии документов, в том числе заявления по форме Р14001 (т. 1 л.д. 79).
Неправомерной является ссылка инспекции на то, что сведения о реорганизации общества были зарегистрированы Администрацией Раменского района Московской области 30.06.1994 г., а ведение Единого государственного реестра юридических лиц в Российской Федерации осуществляется с 01.07.2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку обществом в налоговый орган представлены все необходимые документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ, что также подтверждается распиской в принятии документов, выданной налоговым органом (т. 1 л.д. 79).
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщение сведений о правопреемстве носит уведомительный характер. Обществом в регистрирующий орган было представлено соответствующее заявление с нотариально заверенной подписью уполномоченного лица.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Таким образом, именно инспекция обязана вносить в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, при наличии всех необходимых документов, однако налоговый орган оспариваемым решением отказал обществу во внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 22.08.2008 г. не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, в связи с чем правомерно признано недействительным, на налоговый орган правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения, зарегистрировав изменения в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменением в учредительные документы, указав в графе 36 "Сведения о юридическом лице, правопреемником которого является юридическое лицо при реорганизации путем присоединения" Мячковский ордена Трудового Красного Знамени объединенный авиаотряд.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12 февраля 2009 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-25043/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИФНС России N 1 по Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25043/08
Истец: ОАО "Мячковские авиационные услуги"МАУС"
Ответчик: МРИ ФНС России N 1 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2077/2009