г. Москва
08 июня 2009 г. |
Дело N А41-2556/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дараевой Д.А.,
при участии в заседании:
от истца: Спасский О.С. - представитель по доверенности N 17-УД от 21.08.08, Ромащенко В.И. - представитель по доверенности N 05-УД от 30.03.08,
от ответчиков: Кибец А.Г. - представитель по доверенности N 7/1-1-30 от 02.02.09, Корсун А.В. - генеральный директор ООО "ЛИСКстрой", протокол N 2 от 23.09.03,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 апреля 2009 года по делу N А41-2556/09, принятое судьей Сороченковой Т.В., по иску Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, ООО "ЛИСК-Строй" об изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "ЛИСКстрой" об изменении условий инвестиционного контракта от 22.08.01 N 13-78, заключенного между Администрацией Люберецкого района Московской области и ООО "ЛИСКстрой", обязав ответчиков заключить дополнительное соглашение к предполагаемой истцом редакции.
Иск предъявлен на основании статей 382, 387, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 апреля 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, не согласившись с решением суда, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, указывая при этом на несоответствие оспариваемого судебного акта материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, 22 августа 2001 года между Администрацией Люберецкого района Московской области, выступающей от имени и в интересах муниципального образования Люберецкий район Московской области (Администрация) и ООО "ЛИСКстрой" (Инвестор) был заключен инвестиционный контракт N 13-78, предметом которого является строительство новых домов корп. 28в мкр. 6 г. Люберцы и корп. 10в пос. Калинина (далее "Объекты"); расселение в корп. 28 жителей домов NN 8-а, 8-б, 8-к по Зеленому переулку и жителей домов NN 1, 3, 5, 7, 9 в пос. Калинина г. Люберцы; снос, вывоз и утилизация ветхих жилых домов NN 8-а, 8-б, 8-к по Зеленому переулку и жилых домов NN 1, 3, 5, 7, 9 в пос. Калинина г. Люберцы с целью освобождения площадки под строительство новых жилых домов корп. 9, 11, 12, 13 в пос. Калинина; строительство новых домов корп. 12 и 13 в пос. Калинина на освободившейся площадке в результате сноса ветхих жилых домов NN 8-а, 8-б, 8-к по Зеленому переулку (далее "Объекты"); строительство новых домов корп. NN 9 и 11 на освободившейся площадке в результате сноса ветхих жилых домов NN 1, 3, 5, 7, 9 в пос. Калинина (далее "Объекты"); строительство нового дома корп. 29 в мкр. 6 г. Люберцы (т.1, л.д. 11-16).
К названному инвестиционному контракту его сторонами в период с июня 2003 года по июнь 2007 года были заключены дополнительные соглашения N 1-14 (т.1, л.д. 17-56).
26 сентября 2008 года Глава городского поселения города Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области обратился к Главе Люберецкого муниципального района и генеральному директору ООО "ЛИСКстрой" с письмом, в котором указал, что Администрация вновь образованного в соответствии с Законом Московской области от 28.02.05 N 81/2005-ОЗ муниципального образования городское поселение Люберцы с 01 января 2006 года самостоятельно решает вопросы, связанные с созданием условий для жилищного строительства на территории города, а также участвует в организации строительства муниципального жилого фонда. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 26.09.07 N 160/2007-ОЗ с 01 января 2008 года к компетенции органов местного самоуправления городского поселения Люберцы отнесено решение всех вопросов местного значения поселений в соответствии со статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в частности Администрацией города Люберцы выдаются разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства). Согласно пункту 10 статьи 85 и пункту 5 статьи 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с 01 января 2006 года Администрация городского поселения Люберцы является правопреемником Администрации Люберецкого муниципального района, осуществляющей на территории городского поселения Люберцы до 01 января 2006 года полномочия по решению вопросов местного значения. Условия инвестиционного контракта предусматривают в том числе осуществление Администрацией Люберецкого муниципального района полномочий, отнесенных в настоящее время к компетенции Администрации города Люберцы. Обязанность Администрации Люберецкого муниципального района по передаче части принятых на себя обязательств возникла в связи с изменениями в действующем законодательстве, в частности, применительно к названному контракту, невозможности Администрации Люберецкого муниципального района принимать решение по вводу завершенных строительством объектов в эксплуатацию, поскольку указанные полномочия входят в исключительную компетенцию органов местного самоуправления города Люберцы. В связи с необходимостью приведения условий инвестиционного контракта в соответствии с действующим законодательством, в целях своевременного и надлежащего исполнения обязательств по названному инвестиционному контракту предложено изменить условия контракта путем включения Администрации города Люберцы участником инвестиционного контракта с принятием обязанностей и передаче прав в соответствии с имеющимся на настоящее время разграничением полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией района и Администрацией города (т.1, л.д. 76-77).
Главой городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района сторонам инвестиционного контракта был направлен для ознакомления и последующего подписания проект дополнительного соглашения к инвестиционному контракту N 13-78 от 22.08.01 (т.1, л.д. 63-69).
В ответ на обращение Главы городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области Глава муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области сообщил, что считает заключение дополнительного соглашения к инвестиционному контракту N 13-78 от 22.08.01 нецелесообразным, указав при этом, что Администрация городского поселения Люберцы не является стороной инвестиционного контракта от 22.08.01 N 13-78 и закрепленные в нем обязанности Администрации Люберецкого муниципального района по вводу построенных в рамках реализации контракта объектов в эксплуатацию находятся в компетенции Администрации Люберецкого муниципального района в соответствии с действующим законодательством РФ (т.1, л.д. 74-75).
Указывая на то, что в настоящее время инвестиционный контракт N 13-78 от 22.08.01 с одной стороны устанавливает для истца (в силу законного правопреемства) обязанности перед ООО "ЛИСКстрой", а с другой стороны формально не содержит никаких встречных обязательств со стороны инвестора по отношению к истцу, поскольку истец не указан в документации в качестве участника сделки, Администрация городского поселения Люберцы обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что требование об изменении условий договора может быть заявлено только стороной по договору, также истец не представил доказательств того, что имущественные права на результата реализации инвестиционного контракта от 22.08.01 N 13-78 вошли в перечень имущества, передаваемого в собственность городского поселения Люберцы.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Из искового заявления Администрации городского поселения Люберцы следует, что предметом заявленных требований является требование о внесении изменений в инвестиционный контракт от 22.08.01 N 13-78, правовым основанием иска указаны статьи 382, 387, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьи 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают порядок изменения и расторжения договора, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств.
Из положений названных норм права следует, что требование об изменении договора может быть заявлено в суд только стороной договора.
Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района стороной инвестиционного контракта N 13-78 от 22.08.01 не является, в связи с чем не имеет полномочий для обращения в суд с требование о внесении изменений в названный контракт.
В соответствии со статьей 387 Гражданского кодекса Российской Федерации права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств, в частности в результате универсального правопреемства в правах кредитора, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с названными положениями Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ был принят Закон Московской области от 11.06.08 N 83/2008-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Люберецким муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Люберцы", которым утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий и муниципального имущества Люберецкого муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно Приложению к Закону Московской области от 11 июня 2008 г. N 83/2008-ОЗ в собственность городскому поселению Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области переданы в том числе, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. В состав переданного жилищного фонда не вошли жилые помещения, находящиеся в домах, являющихся предметом инвестиционного контракта N 13-78 от 22.08.01, что свидетельствует об отсутствии универсального правопреемства между районом и городским поселением.
Кроме того, при создании городского поселения Люберцы Люберецкий район не прекратил свое существование, в связи с чем его права и обязанности по инвестиционному контракту, заключенному до вступления в действие вышеназванных нормативных актов, являются действующими и не подлежат передаче кому-либо без его согласия.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не устанавливает универсального правопреемства между органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований и органами местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, законом не предусмотрен переход прав и обязанностей Администрации Люберцкого района Московской области к Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района по инвестиционному контракту.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на постановление Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 18.02.09 N 189-ПА (т.1, л.д. 117) подлежат отклонению, поскольку данное постановление было издано после обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Кроме того, названное постановление оспаривается Администрацией муниципального образования Люберецкий район Московской области.
В процессе рассмотрения настоящего дела в апелляционном суде Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Московской области заявления Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области об оспаривании постановлении от 18.02.09 N 189-ПА. Однако, названное ходатайство было отклонено в связи с тем, что исковые требования по настоящему делу заявлены о внесении изменений в инвестиционный контракт на основании статей 387, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не на основании вышеназванного постановления, которое было издано после обращения в суд с настоящим иском.
При изложенных обстоятельствах у апелляционного суда не имеется оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 апреля 2009 года по делу N А41-2556/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2556/09
Истец: Администрация городского поселения Люберцы Любрецкого района Московской области
Ответчик: ООО"ЛИСК-Строй", Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2132/2009