г. Москва
22 июня 2009 г. |
Дело N А41-26656/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании: лиц, согласно протоколу;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2009 по делу N А41-26656/08, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур к индивидуальному предпринимателю Кускулакову Букенбаю Турсынбаевичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 5 290,35 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кускулакову Букенбаю Турсынбаевичу (далее - предприниматель) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 года и пени на общую сумму 5 290, 35 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2009 в удовлетворении заявленного Пенсионным фондом требования отказано, при этом арбитражный суд первой инстанции указал, что Пенсионным фондом не представлено надлежащих доказательств заявленной ко взысканию суммы задолженности и пени за 1 квартал 2008 года, а также расчета пени за указанный период.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить. Пенсионный фонд указывает, что согласно расчету суммы требования и в целях досудебного порядка урегулирования спора для уплаты задолженности по страховым взносам в размере 5 290,35 рублей предпринимателю направлено требование от 03.07.2008 N 540 за отчетный период времени с 01.01.2008 по 31.03.2008, то есть за 1 квартал 2008 года, но не месяца, как указано в решении суда; в требовании от 03.07.3008 N 540 об уплате недоимки по страховым взносам и пени указаны сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, сведения о сроке уплаты причитающейся суммы, сведения о сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки, ссылка на положения закона. По мнению Пенсионного фонда, указания суда на отсутствие в требовании даты, с которой производилось начисление пеней и примененной для расчета пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, является незаконным, так как не закреплены ни Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), ни Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприниматель зарегистрирован в Пенсионном фонде в качестве страхователя (ИНН 990100788740) (сведения о регистрации - л.д. 61).
Пенсионным фондом на основании данных, представленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконур по состоянию на 01.05.2008 установлено наличие у предпринимателя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 290,35 рублей, из которых: 3 600 рублей - недоимка на страховую часть трудовой пенсии и 1 440 рублей - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии, а также начислены пени на задолженность по страховой части трудовой пенсии в размере 177,03 рублей и 73,05 руб. - пени по накопительной части трудовой пенсии (сопроводительное письмо от 30.05.2008).
В адрес предпринимателя Пенсионным фондом выставлено требование от 03.07.2008 N 540 об уплате недоимки и пеней по страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.05.2008 за период с 01.01.2008 по 31.03.2008 в размере 5 290,35 рублей в срок до 19.07.2008 (л.д. 14).
В связи с неисполнением предпринимателем названного требования в установленный срок Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со статьей 28 названного Закона индивидуальные предприниматели, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.
При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи ежемесячно производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов страхователя па счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. По итогам года страхователь представляет также Декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта года, следующего за истекшим периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода. Это подтверждается положениями абзаца 3 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, согласно которым данные об исчислении и уплаченных сумм авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ устанавливает, что взыскание недоимки и пени по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Федеральный Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 31, 32 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Под требованием об уплате налога (сбора) в силу пункта 1 статьи 69 НК РФ признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора).
При этом во всех случаях требование об уплате налога и пеней должно соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по их уплате.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ в требовании должно содержаться извещение об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие ей пени.
Требование об уплате налога, оформленное с вышеуказанными нарушениями, не может служить извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить налог и пени, поскольку не содержит подробных данных об основаниях взимания налога и не информирует налогоплательщика с достоверностью о порядке исчисления пени.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" направляемое налогоплательщику требование должно обеспечивать возможность досудебного урегулирования спора. То есть, указанный документ должен содержать сведения о размере недоимки, в нем должна быть указана дата, с которой происходит начисление пени, и примененная для расчета пени ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются в процентах от неуплаченной суммы просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Из содержания требования налогоплательщику должно быть ясно, на каком основании налоговый орган выявил неправильное исчисление взносов за прошедшие периоды, начисление пени за конкретный период, позволяющие самостоятельно определить, за какой период образовалась недоимка, проверить размер недоимки и пени за конкретный период, а также представить возражения по размеру истребуемых сумм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Следовательно, основанием для начисления пеней является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. То есть, основания для начисления пени, и их размер непосредственно связаны с суммой недоимки.
При этом в силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней производится в порядке статей 46-48 НК РФ.
Выставление требования об уплате налога (сбора) является мерой принудительного характера, так как в силу статей 46, 72 НК РФ в пределах 60 дней по истечении срока на добровольное исполнение требования об уплате налога налоговому органу предоставлено право на взыскание недоимки и пени в бесспорном порядке, а также, на наложение ареста на имущество налогоплательщика, при условии соблюдения процедуры, установленной Кодексом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней, оформленное с указанными нарушениями, не может служить извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме недоимки и об обязанности уплатить пени, поскольку не содержит подробных данных об основаниях взимания недоимки и не информирует налогоплательщика с достоверностью о порядке исчисления пени.
В обоснование своей позиции Пенсионным фондом представлены в материалы дела требование от 03.07.2008 N 540 об уплате недоимки и пеней, начисленных предпринимателю в размере 5 290,35 рублей (л.д. 14), выписка из сведений о задолженности по данным налоговых органов по состоянию на 01.05.2008 (л.д. 12), реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2008 по 13.11.2008 (л.д. 13).
Из требования от 03.07.2009 N 540 не представляется возможным определить, за какой период у предпринимателя возникла недоимка, с какой даты начислены пени на данную недоимку.
Выписка из сведений о задолженности по состоянию на 01.05.2008, представленная в материалы дела, не является подтверждением наличия у предпринимателя недоимки за 1 квартал 2008 года. Кроме того, из данного документа невозможно установить период взимаемой недоимки и, соответственно, правильно рассчитать сумму пени.
По запросу арбитражного суда апелляционной инстанции (определение от 28.05.2009 - л.д. 64-66) Пенсионным фондом представлен расчет сумм требований о взыскании задолженности по страховым взносам и пени с предпринимателя от 04.06.2009 N ВЗ-01-01/1128 (поступил в апелляционной суд факсимильной связью - 05.06.2009, почтовой - 15.06.2009). Указанный расчет полностью совпадает с расчетом, представленным в арбитражный суд первой инстанции и также не подтверждает наличие у предпринимателя недоимки и не позволяет определить дату, с которой начислены пени. Документальное подтверждение расчетов суду не представлено.
Таким образом, определение суда апелляционной инстанции Пенсионным фондом не выполнено; документы, подтверждающие возникновение задолженности и расчет пени, не представлены; какие-либо документальные доказательства возникновения задолженности отсутствуют, представлен лишь тот же расчет, что и в суде первой инстанции, и в апелляционной жалобе.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя (Пенсионный орган).
В нарушение данной нормы Пенсионный фонд не представил суду надлежащих доказательств заявленной им суммы задолженности и пени за указанный период - 1 квартал 2008 года и расчета пени.
При названных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции, что требование Пенсионного фонда о взыскании с предпринимателя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени удовлетворению не подлежит, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Пенсионного фонда не имеется.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2009 по делу N А41-26656/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26656/08
Истец: Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Байконур
Ответчик: ИП Кускулаков Б. Т.