г. Москва
22 июля 2009 г. |
Дело N А41-4074/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Бархатова В.Ю., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шишкиной В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещена;
от ответчика: администрация городского округа Коломна Московской области - Сапроненко Е.М. по доверенности от 13.01.2009 N 05/1;
от третьего лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2009 года по делу N А41-4074/09, принятое судьей Самойловой Л.П., по иску Коломенской квартирно-эксплуатационной частью района Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации к администрации городского округа Коломна Московской области о понуждении принять объект жилищного фонда в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Коломенская КЭЧ района) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации городского округа Коломна Московской области (Администрация) об обязании Администрации в целях освобождения Коломенской КЭЧ района МВО Министерства обороны РФ от выполнения несвойственных ей функций по эксплуатации объекта жилищного фонда принять в муниципальную собственность от Коломенской КЭЧ района жилой дом N 3, расположенный по адресу: 140408, Московская область, город Коломна, ул. Гагарина, с соответствующим оформлением перехода права.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области). В связи с изменением наименования и реорганизацией, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2009 года по делу N А41-4074/09 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Истец, в обоснование своих требований указывает, что в реестре федерального имущества в числе объектов учета Коломенской КЭЧ района значится объект жилищного фонда - жилой дом N 3, расположенный по адресу:140408, Московская область, город Коломна, ул. Гагарина, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества.
В отношении указанного недвижимого имущества истец осуществляет несвойственные ему функции по эксплуатации объекта жилищно-коммунального назначения.
Для подготовки распоряжения о передаче в собственность муниципального образования "Городской округ Коломна" Московской области в ТУ Росимущества по Московской области необходимо представить согласие Администрации муниципального образования "Городской округ Коломна".
Отсутствие такого согласия послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", указанные в Приложении N 3 к Постановлению объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" также указывается, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в реестре федерального имущества в числе объектов учета Коломенской квартирно-эксплуатационной части района значится объект жилищного фонда - жилой дом N 3, расположенный по адресу: 140408, Московская область, г. Коломна, ул. Гагарина, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества (л.д. 10).
Истец осуществляет в отношении данного имущества функции по эксплуатации объекта жилищно-коммунального назначения.
Коломенская КЭЧ района неоднократно обращалась в 2007 году в Территориальное управление Росимущества по Московской области с просьбой издать соответствующее распоряжение о передаче в собственность муниципального образования "Городской округ Коломна" Московской области вышеуказанного объекта жилищного фонда.
В ответ на обращения истца поступило сообщение Территориального управления Росимущества по Московской области от 27.05.2008, из которого следует, что для принятия соответствующего решения необходимо представить согласие муниципального образования, в собственность которого подлежит передача объектов жилого фонда и социально-культурного назначения (л.д. 8-9).
Коломенская КЭЧ района обратилась к Главе городского округа Коломна Шувалову В.И. с просьбой об утверждении решением Совета депутатов городского округа Коломна приемки-передачи объектов недвижимости, в числе которых: жилой дом (ул. Гагарина, д. 3) и инженерные сети (ул. Гагарина, д. 3) (л.д. 11).
Решением Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 14.11.2008 утвержден перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Коломна. В состав имущества в соответствии с утвержденным перечнем вошли только наружные сети к жилому дому N 3 по ул. Гагарина города Коломна Московской области. Сам жилой дом N 3 по улице Гагарина города Коломна в состав передаваемого имущества не вошел.
Ранее Постановлением Главы города Коломны Московской области N 81 от 25.02.2003 утвержден акт N 002215 приемочной комиссии от 19.02.2003 о приемке в эксплуатацию 9-ти этажного 72-х квартирного жилого дома общей площадью 6139,4 кв.м., построенного КЭУ МВО по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 3 (л.д. 38).
Одновременно заказчику КЭУ МВО надлежало передать в установленном порядке Коломенскому городскому комитету по управлению имуществом и земельным отношениям указанный жилой дом, а Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям - произвести оформление объекта в муниципальную собственность.
Вместе с тем, доказательства исполнения постановления Главы города Коломны Московской области N 81 от 25.02.2003 в части принятия объекта в муниципальную собственность суду не представлены.
Материалами дела подтверждается, что спорный жилой дом был включен в реестр федеральной собственности (л.д. 10).
Администрация в своем отзыве на исковое заявление указывает, что не согласна с принятием в муниципальную собственность спорного объекта в связи с его неудовлетворительным техническим состоянием.
Данные дефекты указаны в письме МУП "КТЖХ" от 21.06.2007 N 02-15/223, адресованному начальнику 18 Территориального отдела Главного управления Государственного строительного надзора Московской области (л.д. 51), в претензии МУП "КТЖХ" от 12.07.2007 N 02-15/274, адресованной начальнику Коломенской КЭЧ (л.д. 52), в письме Главного управления Государственного строительного надзора Московской области от 10.07.2007 N ИК-1460/18-07 (л.д. 54).
На основании акта осмотра спорного объекта, Администрация 08.05.2009 издала постановление N 781 "О внесении изменений в постановление главы города Коломны от 25.02.2003 N 81" в котором постановила внести изменения в пункты 2.1 и 3, а именно дополнить словами ", при условии нахождения указанного дома в надлежащем техническом состоянии" (л.д. 92).
В Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов- жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Ссылаясь на данное обстоятельство, истец заявляет, что спорное здание должно быть передано в муниципальную собственность.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда относится к компетенции поселений и городских округов (ст.ст. 14, 16).
Жилищный фонд в силу ч. 4 ст. 50 названного закона жилищный фонд может находиться в собственности городского округа.
Порядок передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.04 N 122-ФЗ в которой указано, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорный жилой дом находится в федеральной собственности и закреплен за Коломенской КЭЧ района (выписка из реестра федеральной собственности - л.д. 10).
Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие ТУ Росимущества по Московской области решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В соответствии с Положением о Коломенской КЭЧ района (л.д. 17-24), утвержденным приказом начальника КЭУ МВО от 19.08.2004 N 98 (л.д. 16), Коломенская КЭЧ района является учреждением, имущество которого принадлежит ему на праве оперативного управления.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Истец в силу своего правового положения вправе лишь давать согласие или возражать по поводу передачи имущества в муниципальную собственность.
Право требовать передачи имущества в муниципальную собственность, истцу законом не предоставлено.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 мая 2009 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-4074/09 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4074/2009
Истец: Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района Московской военного округа Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Администрация городского округа Коломна
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Московской области