г. Москва
03 августа 2009 г. |
Дело N А41-9392/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.М.,
судей Мордкиной Л.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Демидова С.И., по доверенности N 02 от 01.05.2009г.; Прянишникова А.М., по доверенности N 01 от 01.05.2009г.;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2009 года по делу N А41-9392/09, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Государственного унитарного предприятия учебно-опытного хозяйства "Леоновское" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие учебно-опытного хозяйства "Леоновское" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене Постановления N 10-39/105 от 09 февраля 2009 года (л.д. 2-5), которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2009 года по делу N А41-9392/09 заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не представил доказательств наличия действий (бездействия) ГУП УОХ "Леоновское", содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2009 года.
В обоснование своей апелляционной жалобы Департамент указал, что заявитель в нарушение положений ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.21 ст. 10 и ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998г. не получал лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение опасных отходов, не имеет проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, результатов инвентаризации отходов и объектов их размещения.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором указало, что не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
12 декабря 2008 года на основании Приказа N 1329-пр от 28.11.2008г. (л.д. 45) сотрудниками Департамента проведена проверка МУП "Специализированное коммунальное хозяйство" (далее - МУП "СКХ") на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования, по результатам которой составлен Акт N УС-02-12-08 от 12.12.2008г. (л.д. 51-54).
В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные заявителем, вследствие чего, 02 февраля 2009 года в присутствии директора заявителя Черныш Б.И. составлен Протокол об административном правонарушении N УС-02-02-09 (л.д. 9) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Из протокола следует, что участок, занимаемый под свалку ТБО "Ашитково" и эксплуатируемый МУП "СКХ", принадлежит на праве бессрочного пользования предприятию.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10-39/105 от 09 февраля 2009 года (далее - Постановление N 10-39/105, л.д. 6-8) заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава данного правонарушения составляют действия или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами или иными опасными веществами.
Согласно Акту проверки, ТБО "Ашитково" на основании Распоряжения Администрации муниципального образования "Воскресенский район Московской области" N 22 "Ф" от 07 июня 2004 года передан на баланс МУП "СКХ". В соответствии с актом приема-передачи группы объектов основных средств МУП "СКХ" передана свалка площадью 2,6 га.
Таким образом, лицом осуществляющим эксплуатацию ТБО "Ашиково" и обращающимся отходами производства и потребления на его территории является МУП "СКХ".
По Договору простого товарищества N 5 от 16 апреля 2008 года (л.д. 28-31) полигон по хранению бытовых отходов, расположенный на территории предприятия, передан ГУП "СКХ" для проведения землеустроительных работ на данной территории, в том числе, обваловки, вертикальной планировки и др.
Спорный земельный участок передан в пользование МУП "СКХ" в качестве вклада предприятия как участника договора простого товарищества (п. 2.1 Договора), следовательно, был исключен из ведения заявителя в период действия договора.
Уставом ГУП УОХ "Леоновское" предусмотрено, что задачами учхоза являются:
- обеспечение практического обучения студентов, повышения квалификации специалистов и руководителей сельского хозяйства, стажировки преподавателей образовательных учреждений и специалистов;
- проведение экспериментальной научно-исследовательской работы, апробации научных разработок;
- производство элитно-семенной и племенной продукции, разработка новых технологий, создание перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, растений, пород и линий скота и их реализация предприятиям и хозяйствам всех видов собственности.
Следовательно, предприятие по профилю своей деятельности не связано с обращением с отходами производства и иными опасными веществами. Доказательств фактического осуществления размещения отходов производства и потребления Департаментом не представлено.
Таким образом, материалами дела не подтверждается наличие состава административного правонарушения, поскольку предприятие не является надлежащим субъектом и не совершало действий (бездействия), составляющих объективную сторону ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у Департамента оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2009 года по делу N А41-9392/09 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9392/09
Истец: ГУП учебно-опытного хозяйства "Леоновское
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3238/2009