г. Москва
07 августа 2009 г. |
Дело N А41-7613/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Крестина Т.В. - приказ от 11.01.2009 N 2/п; Линенко Г.Е. - доверенность от 17.03.2009 N 11,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Сосновый бор" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2009 г. по делу N А41-7613/09, принятое судьей Бобриневым А.А. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Сосновый бор" к Отделу противодействия незаконной миграции N 4 Управления Федеральной Миграционной службы по Московской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Сосновый бор" (ООО "Пансионат "Сосновый бор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Отделу противодействия незаконный миграции N 4 Управления Федеральной миграционной службы по Московской области (УФМС России по Московской области, миграционная служба) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.02.2009 N 389/4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2009 в удовлетворении заявленных требований ООО "Пансионат "Сосновый бор" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Пансионат "Сосновый бор" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд первой инстанции счел установленными.
В качестве доводов апелляционной жалобы ООО "Пансионат "Сосновый бор" ссылается на наличие со стороны УФМС России по Московской области нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), поскольку Обществу выдана копия постановления по делу об административном правонарушении N 389/4, а в материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении N 916/4-2. ООО "Пансионат "Сосновый бор" ссылается также на отсутствие в действиях Общества состава правонарушения, поскольку необходимые действия для снятия иностранного гражданина с миграционного учета осуществлены; иностранный гражданин не снят с миграционного учёта по вине самой миграционной службы. Таким образом, по мнению Общества, постановление УФМС России по Московской области от 24.02.2009 N 389/4 вынесено незаконно и необоснованно; событие правонарушения, вменяемое ООО "Пансионат "Сосновый бор", не доказано.
В судебном заседании представители ООО "Пансионат "Сосновый бор" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Выслушав представителей ООО "Пансионат "Сосновый бор", исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.10.2008 между ООО "Пансионат "Сосновый бор" и иностранным гражданином Муминовым Нурулло Чалиловичем заключен трудовой договор N 69/08ТД. (л.д. 66-67).
02.10.2008 в УФМС России по Московской области представлено уведомление о привлечении данного иностранного гражданина к работе.
10.11.2008 гражданин Муминов Н.Ч. уволен с работы в ООО "Пансионат "Сосновый бор", что подтверждается приказом от 10.11.2008 N 228ЛС (л.д. 84).
Распоряжением УФМС России по Московской области от 01.02.2009 N 469 предписано провести проверку в отношении ООО "Пансионат "Сосновый бор" (л.д. 79).
03.02.2009 миграционной службой проведен осмотр территории ООО "Пансионат "Сосновый бор", о чем составлен протокол осмотра (л.д. 80). Осмотр произведен при участии генерального директора Общества Крестиной Т.В.
В протоколе осмотра зафиксировано, что на территории ООО "Пансионат "Сосновый бор" осуществляют трудовую деятельность 9 иностранных граждан.
06.02.2009 УФМС России по Московской области получены объяснения от генерального директора Крестинной Т.В., в которых сообщено, что иностранные граждане, в том числе гражданин Муминов Н.Ч., с миграционного учета сняты.
Письмом миграционной службы от 06.02.2009 N 47/2064 сообщено, что гражданин Таджикистана Муминов Нурулло Чалилович с миграционного учета не снят (л.д. 82).
06.02.2009 в отношении ООО "Пансионат "Сосновый бор" составлен протокол об административном правонарушении N 916/4, которым зафиксировано, что Общество, как принимающая сторона не исполнило обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ), в связи с чем совершило правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии генерального директора ООО "Пансионат "Сосновый бор", который отразил в протоколе свое несогласие, поскольку уведомление отправлено по почте.
24.02.2009 УФМС России по Московской области получены объяснения генерального директора Общества, в которых отражено, что уведомление о снятии иностранных граждан с миграционного учета направлялось по почте инспектором отдела кадров. При этом подтверждения о направлении почтового отправления не имеется.
24.02.2009 получены объяснения инспектора отдела кадров Калининой А.Д., которая пояснила, что иностранные граждане с миграционного учета снимались. При этом отмечено, что способ снятия иностранных граждан с миграционного учета она вспомнить не может, поскольку уведомление либо направляет почтовым отправлением через отделения связи г. Москвы (по месту жительства), либо сдает уведомления непосредственно в миграционную службу.
24.02.2009 инспектором Ледешковой О.Г. даны объяснения, в которых она отразила, что ООО "Пансионат "Сосновый бор" не представил уведомление о снятии иностранного гражданина Муминова Н.Ч. с миграционного учета.
24.02.2009 УФМС России по Московской области принято постановление по делу об административном правонарушении N 916/4-2, которым ООО "Пансионат "Сосновый бор" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ; Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей. Постановление принято при участии генерального директора Крестиной Т.В., которая от подписи в постановлении отказалась, что зафиксировано в постановлении. Копия постановления получена.
Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "Пансионат "Сосновый бор" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно пп. "д" п. 5 которого функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, осуществляет Федеральная миграционная служба, в том числе через свои территориальные органы.
Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определены главой 18 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Миграционный учет в Российской Федерации иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со ст.ст. 20 - 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Подпунктом "а" пункта 37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (Правила) установлено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания - на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии.
В силу п. 39 Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Приведенные нормы не предусматривают иного способа снятия иностранного гражданина с миграционного учета по истечении срока пребывания, кроме как путем направления в орган миграционного учета отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При направлении отрывной части бланка уведомления о прибытии почтовым отправлением выполнение принимающей стороной действий для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления (п. 41 Правил).
Из материалов дела усматривается, что гражданин Муминов Н.Ч. является иностранным гражданином, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией паспорта (л.д. 62). ООО "Пансионат "Сосновый бор" является стороной, принимающей иностранного гражданина, поскольку иностранный гражданин Муминов Н.Ч. работал в данном Обществе. Приказом Общества от 10.11.2008 N 228ЛС иностранный гражданин Муминов Н.Ч. уволен с работы.
В материалы дела представлена выписка из журнала регистрации учета иностранных граждан, которым подтверждается, что гражданин Муминов Н.Ч. с миграционного учета не снят.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Пансионат "Сосновый бор" не представило в установленный законом срок в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии гражданина Муминова Н.Ч., то есть не исполнило обязанность принимающей стороны по осуществлению миграционного учета надлежащим образом.
Событие правонарушения подтверждается материалами административного дела и дополнительно представленными в материалы настоящего дела документами.
Надлежащих доказательств почтового отправления не представлено. Отсутствуют также доказательства и о предоставлении сотрудникам УФМС России по Московской области отрывной части бланка уведомления о прибытии.
Согласно ответу Отдела УФМС России по Московской области в Щелковском районе от 03.08.2009 N 47/17283 на судебный запрос Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 (л.д. 136) гражданин Таджикистана Муминов Нурулло Чалилович 04.04.1985 г.р. состоит на миграционном учете в ОУФМС России по Московской области в Щелковском районе по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Сабурово, Пансионат "Сосновый бор" срок пребывания с 04.07.2008 до 03.07.2009 за N 47/3910й. На учет поставлен 02.10.2008. С миграционного учета принимающей стороной (Крестинной Т.В.) не снят (л.д. 139).
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и правомерного применения к нему административного наказания.
ООО "Пансионат "Сосновый бор" обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации привлечения рабочей силы, и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Вина ООО "Пансионат "Сосновый бор" доказана.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то они не влияют на законность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом также установлено, что административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что номер на копии постановления, выданной Обществу, отличается от номера постановления, имеющегося в материалах административного дела, не может быть принят как основание для признания постановления незаконным.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности является основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении, если эти нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом установлено, что содержание постановления, имеющегося в материалах административного дела, и копии постановления, выданного заявителю, идентичны и не различаются. Данное обстоятельство признается заявителем.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем государственная пошлина, уплаченная Обществом в размере 1000 рублей, подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2009 г. по делу N А41-7613/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Пансионат "Сосновый бор" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Пансионат "Сосновый бор" 1000 руб. госпошлины, уплаченной в Федеральный бюджет платежным поручением от 19.06.2009г. N 357.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7613/09
Истец: ООО "Пансионат "Сосновый бор"
Ответчик: Отдел противодействия незаконной миграции N4 Управления Федеральной Миграционной службы по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3058/2009