г. Москва
10 августа 2009 г. |
Дело N А41-20561/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ермилова Е.Е. - доверенность от 14.01.2009 N 14,
от ответчика: Терентьев Д.Н. - доверенность от 22.09.2008 N 1/09,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика - Лыткарино" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-20561/09, принятое судьей Гапеевой Р.А. по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика - Лыткарино" к Главному управлению административно-технического надзора Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 02.06.2009 N 15/479/83,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика - Лыткарино" (МУП "ДЕЗ - Лыткарино", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (ГУ Госадмтехнадзора МО, Госадмтехнадзор, административный орган) от 02.06.2009 N 15/479/83, которым МУП "ДЕЗ - Лыткарино" привлечено к административной ответственности по п.3 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (Закон МО от 30.11.2004 N 161/2004-03) за непринятие мер к ликвидации навалов мусора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "ДЕЗ - Лыткарино" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить. В качестве доводов апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что закрепленная за МУП "ДЕЗ - Лыткарино" территория - родник на ул. Набережная, д. 14 - в настоящее время по данному адресу отсутствует; кроме того, срок на устранение правонарушения в соответствии с предписанием дан до 03.06.2009, а постановление по делу об административном правонарушении составлено 02.06.2009.
В судебном заседании представитель МУП "ДЕЗ - Лыткарино" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГУ Госадмтехнадзора МО против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.05.2009 сотрудниками Госадмтехнадзора проведена проверка территории по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Набережная, д. 18 (противоположная сторона дороги до родника) напротив д. 14, ул. Набережная.
В ходе проверки выявлены нарушения, а именно: наличие очагового навала мусора на территории, закрепленной за МУП "ДЕЗ - Лыткарино" постановлением Главы города Лыткарино Московской области от 04.07.2008 N 60п "Об установлении границ зон ответственности за содержание территорий, зеленых насаждений и элементов благоустройства между землепользователями г. Лыткарино" (постановление Главы г. Лыткарино от 04.07.2008 N 60-п) (л.д. 5-9), о чем составлен акт осмотра территории (объекта) от 27.05.2009 (л.д. 71); навалы мусора зафиксированы на фотографиях (л.д. 80).
28.05.2009 главным специалистом территориального отдела N 15 ГУ Госадмтехнадзора МО в отношении МУП "ДЕЗ - Лыткарино" составлен протокол N 15/479/83 об административном правонарушении, из которого следует, что МУП "ДЕЗ - Лыткарино" не приняло мер по ликвидации несанкционированных очаговых навалов мусора на территории, закрепленной за ним постановлением Главы г. Лыткарино от 04.07.2008 N 60-п; по ул. Набережная, д. 18 на противоположной стороне дороги и далее до родника ул. Набережная, д. 14 примерно 80-90 кв.м., в объеме до 30-40 куб.м. - отходы потребления, спил деревьев, картонные коробки, упаковочная тара, пластиковые бутылки, доски КГМ, битый кирпич, строительный мусор, чем нарушило п. 1, 2 ст. 3 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (Закон МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ), за что предусмотрена ответственность по п. 3 ст. 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-03 (л.д. 70).
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя МУП "ДЕЗ - Лыткарино" Зубаревой Л.А., действующей на основании доверенности от 27.05.2009 N 551 (л.д. 82).
02.06.2009 консультант ТО N 15 ГУ Госадмтехнадзора МО, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 15/479/83 о привлечении МУП "ДЕЗ - Лыткарино" к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-03; предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 68).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с участием представителя МУП "ДЕЗ - Лыткарино" Соколова А.Г., действующего на основании доверенности от 02.06.2009, выданной директором предприятия на представление интересов МУП "ДЕЗ - Лыткарино" в административном деле N 15/479/83.
Не согласившись с постановлением ГУ Госадмтехнадзора МО от 02.06.2009 N 15/479/83, МУП "ДЕЗ - Лыткарино" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Московской области от 13 июня 1996 года N 27/96-03 "О местном самоуправлении в Московской области" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы благоустройства, содержания объектов на территориях муниципальных образований.
Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Законом МО от 30.11.2004 N 161/2004-03 определено, что государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере государственного административно-технического надзора, в том числе его территориальные структурные подразделения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (Закон МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ) юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-03 непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Уставом МУП "Дирекция единого заказчика - Лыткарино" является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Администрации г. Лыткарино Московской области (л.д. 29-37).
Постановлением Главы г. Лыткарино от 04.07.2008 N 60-п "Об установлении границ зон ответственности за содержание территорий, зеленых насаждений и элементов благоустройства между землепользователями г. Лыткарино" в целях поддержания на должном уровне технического и санитарного состояния городских территорий, обеспечения надлежащего ухода за зелеными насаждениями и элементами благоустройства установлены границы зон ответственности между коммунальными организациями. Указанным постановлением в зону ответственности МУП "ДЕЗ - Лыткарино" включена территория родника на ул. Набережной, д. 14 (л.д. 6).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 3 Закона МО от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ обязанность по уборке и содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий возлагается на собственников, владельцев, пользователей данной территории.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, в силу ст. 1.5 КоАП РФ, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как усматривается из материалов дела, навалы мусора обнаружены по ул. Набережной, д. 18, на противоположной стороне дороги и далее до родника ул. Набережная, д. 14. Стороны данный факт не оспаривают.
Согласно Постановлению Главы г. Лыткарино от 04.07.2008 N 60-п к ведению МУП "ДЕЗ - Лыткарино" отнесены территории жилой зоны города с расположенными на них тротуарами, газонами, зелеными насаждениями, элементами благоустройства, детскими игровыми и хозяйственными площадками для сбора КГМ и ТБО, в том числе: на территории родника на ул. Набережная, д. 14 (пп. 10 п. 3). Кроме того, пп. 24 п. 3 указанного постановления к ведению МУП "ДЕЗ -Лыткарино" отнесена территория возле контейнерной площадки ж/д N 4 ул. Парковая, ж/д N 26 ул. Парковая и ж/д N 18 ул. Набережная (на противоположенной стороне дороги).
Судом установлено, что по улице Набережная г. Лыткарино имеется только один родник, который расположен в 8-ми метрах от дороги, напротив д. 14 по ул. Набереженой, который указан как ориентир, поскольку собственного адреса родник не имеет.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорная территория относится к ведению МУП "ДЕЗ-Лыткарино", которое обязано содержать ее в надлежащем состоянии.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 22 Закона МО от 30.11.2004 N 161/2004-03, установлено, в связи с чем Госадмтехнадзор имел все основания для привлечения МУП "ДЕЗ - Лыткарино" к административной ответственности.
МУП "ДЕЗ - Лыткарино" имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все разумные и зависящие от него меры по соблюдению своих обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку должностным лицом Госадмтехнадзора установлен срок исполнения предписания об устранении правонарушения - до 03.06.2009, а постановление по делу об административном правонарушении N 15/479/83 вынесено 02.06.2009, правонарушение на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не являлось оконченным, отклоняются судом апелляционной инстанции. Обязанность по содержанию территории родника в надлежащем состоянии определяется не требованием должностного лица Госадмтехнадзора в виде предписания об устранении выявленных правонарушений, а установлена Законом Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и благоустройства на территории Московской области", распоряжением Главы города Лыткарино от 20.04.2006 N 256-Р "О санитарном содержании и благоустройстве территорий города Лыткарино" (л.д. 10), Постановлением Главы города Лыткарино от 04.07.2008 N 60-п "Об установлении зон ответственности за содержанием территорий, зеленых насаждений и элементов благоустройства между землепользователями г. Лыткарино", которыми установлена обязанность хозяйствующих субъектов поддерживать чистоту на территории в течение всего рабочего дня и, следовательно, административное правонарушение уже на момент его выявления являлось оконченным. Предписание составлено по факту неисполнения ответственным лицом своих обязанностей по содержанию территории в надлежащем состоянии.
Процедура привлечения МУП "ДЕЗ - Лыткарино" к административной ответственности Госадмтехнадзором соблюдена; в ходе производства по делу об административном правонарушении предприятие не было лишено процессуальных гарантий и могло реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 02 июня 2009 года N 15/479/83 является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя, ни материальных, ни процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.3 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная МУП "ДЕЗ - Лыткарино" в размере 1000 рублей (платежное поручение от 07.07.2009 N 1891), подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 г. по делу N А41-20561/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика - Лыткарино" - без удовлетворения. Выдать справку на возврат госпошлины.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20561/09
Истец: МУП "Дирекция единого заказчика - Лыткарино"
Ответчик: Главное управление Государственного административно-технического надзора Московской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3410/2009