г. Москва
12 августа 2009 г. |
Дело N А41-20357/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гусельниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Харитоновой О.С., доверенность от 24.07.2009 N 03-35;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по ороду Павловскому Посаду Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2009 по делу N А41-20357/09, принятое судьей Ильченко С.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дарц" к Инспекции Федеральной налоговой службы по ороду Павловскому Посаду Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2009 N 180 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дарц" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по ороду Павловскому Посаду Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.05.2009 N 180 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2009 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (л.д. 39-41).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. По мнению налогового органа, покупка товара осуществлена в рамках полномочий, предоставленных сотрудникам инспекции статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", приобретение одного пакета семечек "От Сонечки" стоимостью 5 руб. 00 коп. осуществлено за счет личных денежных средств и в личное пользование. Возврата денежных средств и товара не производилось. Таким образом, в данном случае проверяющие должностные лица являлись добросовестными покупателями и контрольная покупка сотрудниками налогового органа не осуществлялась.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений к апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.04.2009 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области проведена проверка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки в магазине общества.
В ходе проверки общества, проведенной налоговым органом в магазине по адресу: Московская область, г. Павловский-Посад, ул. Рабочая д. 30 зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой техники общества (модель Меркурий-112Ф, заводской номер АА 00056260) в момент осуществления наличных денежных расчетов при продаже одного пакета семечек "От Сонечки" по цене 5 руб. 00 коп.
По результатам проверки составлен акт от 01.04.2009 N 015662 (л.д. 23) в присутствии продавца Барановой Н.С., которая дала письменные объяснения к данному акту. Из объяснений продавца следует, что при продаже одного пакета семечек "От Сонечки" по цене 5 руб. 00 коп. она не пробила чек в связи с тем, что в магазине была большая очередь и ей было сложно применять контрольно-кассовую технику (л.д. 23).
В составленном акте проверки содержится извещение о необходимости прибытия законного представителя общества в налоговый орган 02.04.2009 к 12 ч. 00 мин. Копия акта вручена продавцу.
Определением инспекции в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении на основании статьи 14.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования (л.д. 22).
Протокол об административном правонарушении N 267/1 составлен инспекцией 12.05.2009 в присутствии директора общества Деминой С.Н., которая выразила несогласие с вменяемым обществу правонарушением по основаниям, изложенным в объяснениях к протоколу (л.д. 20).
В указанном протоколе имеется уведомление о необходимости прибытия в инспекцию представителя общества 28.05.2009 с 09.00 до 16.00 для рассмотрения материалов административного дела.
В назначенную дату состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии законного представителя общества Деминой С.Н., в результате чего постановлением инспекции от 28.05.2009 N 180 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 35 000 рублей (л.д. 19). Данное постановление получено представителем общества на руки 01.06.2009.
Не согласившись с постановлением инспекции от 28.05.2009 г. N 180, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта административного правонарушения в действиях общества, в связи с получением доказательств по делу с нарушением требований действующего законодательства. Судом отмечено, что доказательством факта неприменения контрольно-кассовой техники является результат контрольной закупки, проведенной сотрудниками инспекции, полномочий на проведение которой налоговым органам не предоставлено.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику возложена обязанность выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, поскольку в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) контрольная покупка товара - одного пакета семечек "От Сонечки" по цене 5 руб. 00 коп., которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностными лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Арбитражным судом установлено и подтверждено материалами дела, что покупка одного пакета семечек "От Сонечки" осуществлена лично проверяющими сотрудниками налогового органа, по результатам проверки данными должностными лицами составлен акт проверки от 01.04.2009 N 015662.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 указанного Федерального закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, уполномоченные должностные лица соответствующих государственных органов в проведении контрольных мероприятий не участвовали, акт контрольной закупки надлежащим образом не составлялся.
Необходимо также отметить, что в акте проверки от 01.04.2009 N 015662, в протоколе об административном правонарушении от 12.05.2009 N 267/1 и в постановлении налогового органа от 28.05.2009 г. N 180 не указаны сведения о конкретном покупателе товара, которому продавцом общества не выдан чек за покупку при проведении административной проверки. Покупателем фактически являлось должностное лицо налогового органа, проводившее в магазине общества административную проверку.
Довод инспекции о том, что факт административного правонарушения выявлен проверяющими должностными лицами в ходе покупки товара, осуществленной в личных целях, в связи с чем акт проверки составлен по факту правонарушения при его обнаружении, а не при осуществлении контрольных мероприятий, признан арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку покупка производилась сотрудниками инспекции, в рабочее время и с составлением на месте акта проверки.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При названных обстоятельствах, факт неприменения контрольно-кассовой техники и невыдачи чека конкретному покупателю при принятии оплаты за товар материалами административной проверки инспекцией надлежащим образом зафиксирован не был.
Следует отметить, что законность оснований контрольного мероприятия в отношении общества инспекцией также не подтверждена, поскольку соответствующее поручение либо распоряжение о проведении административной проверки общества в материалы дела не представлено. В материалах административного дела, представленных суду на обозрение в судебное заседание названное поручение также отсутствует.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказанность факта продажи обществом товара покупателю и ведение наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт является обязательным условием для квалификации административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ.
Между тем арбитражным судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено в судебном заседании представителем инспекции, что в момент проверки общества 01.04.2009 работа контрольно-кассового аппарата проверяющими должностными лицами не приостанавливалась и Z-отчет не снимался. Инспекторами составлен лишь акт от 01.04.2009 N 15662 проверки наличных денежных средств кассы (л.д. 24).
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2009 по делу N А41-20357/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Павловскому Посаду Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20357/09
Истец: ООО "Дарц"
Ответчик: ИФНС России по г. Павловский Посад Московской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3510/2009