г. Москва
14 августа 2009 г. |
Дело N А41-27339/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Бархатова В.Ю., Минкиной Г.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Шишкиной В.В.,
при участии в заседании:
от истца: администрация города Лыткарино Московской области - Водопьянов И.Н. по доверенности от 17.07.2008;
от ответчиков: Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области - Черненко А.М. по доверенности N 591-Д от 26.12.2008; Территориальное управление Росимущества по Московской области - представитель не явился, извещено;
от третьих лиц: Комитет по управлению имуществом города Лыткарино - Водопьянов И.Н. по доверенности от 24.12.2007; общество с ограниченной ответственностью "Юнекс-Л" - Гашлама С.В. решение N 1 от 11.02.2008; Миронова Т.Г. по доверенности от 01.07.2009; Правительство Московской области - Сибирева Л.С. по доверенности от 24.04.2007 N 1-7581(1),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Лыткарино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2009 года по делу N А41-27339/08, принятое судьей Маковской Н.Н. по иску администрации города Лыткарино Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании незаконным зарегистрированного права федеральной собственности, незаконными действия УФРС по МО по государственной регистрации данного права, а также признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Лыткарино Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - УФРС по МО), Территориальному управлению Росимущества по Московской области в котором просит:
- при рассмотрении спора не применять никакие нормативные правовые акты, не соответствующие нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу;
- признать полномочия городского округа Лыткарино и сферу его компетенции на земельный участок площадью 4860 кв.м., с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный под зданием картофелехранилища, принадлежащего городскому округу Лыткарино на праве собственности;
- пресечь действия УФРС по МО и Территориального управления Росимущества по Московской области по изъятию из сферы компетенции городского округа Лыткарино земельного участка площадью 4860 кв.м., расположенного под зданием картофелехранилища, находящегося в собственности городского округа Лыткарино, путем государственной регистрации на него права федеральной собственности, обязав УФРС по МО погасить в ЕГРП запись о праве федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м., расположенный под зданием картофелехранилища, находящегося в собственности городского округа Лыткарино;
- признать право собственности городского округа Лыткарино на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный под зданием картофелехранилища, принадлежащего городскому округу Лыткарино на праве собственности (т. 1 л.д. 10).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Комитет по управлению имуществом города Лыткарино; общество с ограниченной ответственностью "Юнекс-Л" (далее - ООО "Юнекс-Л"; Правительство Московской области.
30.03.2009 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет спора и просит суд:
- при рассмотрении спора не применять никакие нормативные правовые акты, не соответствующие нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу;
- признать незаконными действия УФРС по МО по государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м., с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, нарушающие право администрации города Лыткарино по распоряжению этим земельным участком, установленное ст. 70 ЗК РСФСР, п. 1 ст. 71 ФЗ "О местном самоуправлении в РФ" N 1550-1 от 06.07.1991, ч. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001, ст. 29 ЗК РФ;
- восстановить положение, существовавшее до государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м., с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный в границах городского округа Лыткарино, под объектом недвижимого имущества в виде здания картофелехранилища, принадлежащего на праве собственности городскому округу Лыткарино, признав недействительным право федеральной собственности на этот земельный участок площадью 4860 кв.м., с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, зарегистрированное без правоустанавливающих документов и оснований в нарушение ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- признать право собственности городского округа Лыткарино на земельный участок площадью 4860 кв.м., с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, установленное п. 3 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001, п. 2 ст. 16 ЗК РФ и расположенный под зданием картофелехранилища, принадлежащего городскому округу Лыткарино на праве собственности (т. 1 л.д. 58-59).
12.05.2009 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет спора и просит суд:
- в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст. 17, ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признать незаконным право федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, зарегистрированное ответчиком 10.12.2003 в ЕГРП за N 50-01/53-11/2003-175, расположенный в границах городского округа Лыткарино под объектом недвижимого имущества в виде здания картофелехранилища, принадлежащего на праве собственности городскому округу Лыткарино, восстановив права органов местного самоуправления городского округа Лыткарино по распоряжению данным земельным участкам;
- признать незаконными действия УФРС по Московской области по государственной регистрации 10.12.2003 в ЕГРП зп N 50-01/53-11/2003-175 права федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный в г. Лыткарино под объектом недвижимого имущества в виде здания картофелехранилища, принадлежащего на праве собственности городскому округу Лыткарино, нарушающие сферу компетенции органов местного самоуправления городского округа Лыткарино по распоряжению данным земельным участком, установленную ст. 2, ст. 4 Европейской Хартией местного самоуправления, ст. 70 ЗК РСФСР, п. 1 ст. 71 ФЗ "О местном самоуправлении в РФ" N 1550-1 от 06.07.1991, ч.2 п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001, ст. 29 ЗК РФ;
- признать право собственности городского округа Лыткарино на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный в г. Лыткарино под объектом недвижимого имущества в виде здания картофелехранилища, принадлежащего на праве собственности городскому округу Лыткарино (т. 1 л.д. 130-131).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2009 по делу N А41-27339/08 признано право собственности городского округа Лыткарино на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный в г. Лыткарино под объектом недвижимого имущества в виде здания картофелехранилища, принадлежащего на праве собственности городскому округу Лыткарино, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в признании незаконным права федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3А, ул. Индустриальная, строение 30Д, Администрация города Лыткарино Московской области обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в обжалуемой части как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, в остальной части решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.12.2002 между Комитетом по управлению имуществом города Лыткарино и ООО "Юнекс-Л" заключен договор аренды N 84 нежилого здания (картофелехранилище) общей площадью 1745,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3А, ул. Индустриальная, стр. 30Д, со сроком действия с 01.01.2003 по 31.12.2012. Указанный договор аренды зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 05.01.2003, номер регистрации 50-01/53-13/2002-193.1.
Здание, арендуемое ООО "Юнекс-Л" по указанному договору аренды, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Лыткарино Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной
регистрации права собственности от 24.06.2005 серия 50АЗ N 014035.
Распоряжением главы города Лыткарино Московской области от 04.07.2002 N 432-р "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Юнекс-Л" в г. Лыткарино" предоставлен в аренду ООО "Юнекс-Л" земельный участок общей площадью 0,486 га, расположенный под вышеуказанным зданием картофелехранилища, принадлежащим на праве собственности городскому округу Лыткарино, по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3А, ул.Индустриальная, стр.30Д.
На основании указанного Распоряжения между Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино и ООО "Юнекс-Л" 10.06.2003 заключен договор аренды N 50-01/53-11/2003-177.1 (далее по тексту - Договор аренды) земельного участка площадью 0,486 га, с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018, расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3А, ул. Индустриальная, стр.30Д, со сроком действия с 01.01.2003 по 31.12.2012.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 10.12.2003, номер регистрации 50-01/53-11/2003-177.1.
На момент предоставления земельного участка в аренду ООО "Юнекс-Л" он находился в государственной собственности и не был разграничен.
В августе 2008 года истцом была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 53/004/2008-016 от 20.08.2008, согласно которой на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4860 кв.м. с кадастровым номером 50:53:01 02 06:0018 осуществлена без соответствующих правовых оснований, Администрация города Лыткарино Московской области обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Лыткарино избран неправильный способ защиты нарушенного права; не доказано, каким образом регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает права администрации г. Лыткарино.
Оспаривая решение суда в части отказа в признании незаконным права федеральной собственности на земельный участок площадью 4860 кв.м. по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, администрация г. Лыткарино указывает, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает полномочия органов местного самоуправления городского округа Лыткарино на распоряжение данным земельным участком предусмотренное пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Однако данный закон не устанавливает конкретного способа оспаривания зарегистрированного права.
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, апелляционный суд приходит к выводу, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Истец по настоящему спору просит признать незаконным зарегистрированное право собственности ответчика.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что администрацией города Лыткарино Московской области выбран ненадлежащий способ защиты своего оспариваемого права, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным зарегистрированного права собственности ответчика.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08.
Согласно пункту 10 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных приказом ФРС от 7 июня 2007 года N 112, при наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственную регистрацию права иного лица, в пользу которого принято решение суда, рекомендуется производить при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права или в случае, когда это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части судебного акта.
В настоящем случае признание за истцом права собственности на земельный участок является достаточным основанием для регистрации права истца в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке статьи 28 Федерального закона "о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признание незаконным зарегистрированного права законом не предусмотрено и поэтому не может являться необходимым условием или препятствием для проведения государственной регистрации признанного арбитражным судом вещного права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Лыткарино не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17 июня 2009 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-27339/08 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27339/08
Истец: Администрация г. Лыткарино
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: Правительство Московской области, ООО "Юнекс-Л", Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3531/2009