г. Москва
17 августа 2009 г. |
Дело N А41-9401/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Демидовой К.И., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Кондратюк И.Н.,
при участии в заседании:
от истца - ООО "ЭкспресСтрой": Панова Е.М, представитель по доверенности от 11.03.2009 г.;
от ответчика - ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка: Шевкун К.А., представитель по доверенности от 11.03.2009г.;
от ответчика - Министерства финансов Московской области представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - Министерства здравоохранения Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкспресСтрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2009 года по делу N А41-9401/09, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску ООО "ЭкспрессСтрой" к ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка, Министерству финансов Московской области, Министерству Здравоохранения МО о взыскании задолженности по контракту N 29.7 от 06.02.2008 г. на выполнение работ по капитальному ремонту и другим услугам и государственному контракту N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. и взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкспресСтрой" (далее - ООО "ЭкспресСтрой") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению здравоохранения Московской области Специализированный Фрязенский дом ребенка (далее - ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка), Министерству здравоохранения Московской области, Министерству финансов Московской области о взыскании неустойки в размере 68 751 рубль 20 копеек (л.д.2-4, 94-92, 109-110).
Иск заявлен со ссылкой на нормы статей 8, 9, 11, 12, 15, 307, 309, 310, 330, 420, 421, 720, 740, 741, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 1, 6, 38, 70, 72, 85, 112.1, 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивирован ненадлежащим исполнением обязательств по контракту подряда N 29.7 от 06.02.2008 г. и государственному контракту N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.118-119).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ЭкспресСтрой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки в сумме 68 751 рубль 20 копеек с Министерства финансов Московской области.
Представитель ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Московской области и Министерства финансов Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.131-132).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 01.02.2008 г. между ООО "ЭкспресСтрой" (заказчик-застройщик) и Министерством здравоохранения Московской области (государственный заказчик) был заключен государственный контракт N 5/КР-7/33, по условиям которого заказчик-застройщик принял на себя обязательства заключить контракты подряда на выполнение капитального ремонта на объектах государственных учреждений здравоохранения и среднего специального образования, в том числе, ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка (л.д.19-25).
Во исполнение указанного контракта 06.02.2008 г. между ООО "ЭкспресСтрой" (застройщик) и ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка (заказчик-получатель работ) был заключен контракт N 29.7 на выполнение работ по капитальному ремонту и другим услугам (л.д.13-18).
В связи с неисполнением заказчиком-получателем обязательств по оплате выполненных застройщиком в соответствии с контрактом N 29.7 от 06.02.2008 г. работ, ООО "ЭкспресСтрой" обратилось в суд с требованием о погашении основного долга и пени.
На момент рассмотрения спора сумма основного долга была погашена, что подтверждается платежными поручениями N 483 от 17.10.2008г., N 532 от 10.11.2008г. (л.д.72,73).
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании пени, суд первой инстанции указал на отсутствие вины ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка в несвоевременном перечислении денежных средств в счет оплаты работ по контракту N 29.7 от 06.02.2008 г.
В отношении ответчиков - Министерства здравоохранения Московской области и Министерства финансов Московской области, суд исходил из отсутствия у последних обязательств перед истцом по названному договору.
Оспаривая решение суда первой инстанции и уточняя исковое требование о взыскании неустойки с Министерства финансов Московской области, ООО "ЭкспресСтрой" ссылался на то обстоятельство, что Министерство финансов Московской области является лицом, обязанным по контракту N 29.7 от 06.02.2008 г. в силу положений государственного контракта N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. и норм статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 1, 6, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С учетом чего с Министерства финансов Московской области подлежит взысканию неустойка, предусмотренная государственным контрактом N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. (п.7.2) за просрочку исполнения обязательства по оплате работ, выполненных по контракту N 29.7 от 06.02.2008 г.
Арбитражный апелляционный суд считает данный довод заявителя апелляционной жалобы неверным в силу следующего.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В рассматриваемом споре, заявитель в качестве основания взыскания неустойки ссылается на положения пункта 7.2 государственного контракта N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. (л.д.16).
Как следует из текстов контракта N 29.7 от 06.02.2008 г. и государственного контракта N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. Министерство финансов Московской области стороной ни одного из них не является (л.д.13-24). Напротив, стороной государственного контракта N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. является Министерство здравоохранения Московской области, однако требования о взыскании неустойки к нему истцом не заявлены.
Соответственно меры ответственности, предусмотренные государственным контрактом N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. (п.7.2), в силу положений норм статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Московской области не применимы.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка и Министерство финансов Московской области являются участниками бюджетных отношений, подлежит отклонению, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, в соответствии с которыми финансовые органы несут договорную ответственность по гражданско-правовым сделкам, заключенным бюджетными учреждениями.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения мер имущественной ответственности к Министерству финансов Московской области за ненадлежащее исполнение государственного контракта N 5/КР-7/33 от 01.02.2008 г. и контракта N 29.7 от 06.02.2008 г.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2009 года по делу N А41-9401/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9401/09
Истец: ООО "ЭкспресСтрой" Пановой Е.А., ООО "ЭкспрессСтрой"
Ответчик: Министерство финансов Московской области, Министерство Здравоохранения МО, ГУЗ МО Специализированный Фрязинский дом ребенка
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3465/2009