г. Москва
26 августа 2009 г. |
Дело N А41-9319/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Черниковой Е.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Мешковой К.П.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кашаева Е.В. по доверенности от 27.04.2009 г.,
от Управления Роснедвижимости по Московской области: Новикова О.В. по доверенности от 11.01.2009 г. ,
3-и лица: не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Декапал" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2009 года по делу N А41-9319/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Декапал" о признании незаконным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра, при участии в деле третьих лиц - Администрации Клинского муниципального района Московской области и территориального отдела по Клинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Декапал" (ООО "Декапал") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 88-89) просило:
- признать незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области) от 19.11.2008 г. N 24822-6/21042, от 21.01.2009 г. N 3399-6/25277 об отказе во внесении изменений в сведения Государственного земельного кадастра;
- обязать Управление Роснедвижимости по Московской области внести изменения в сведения Государственного земельного кадастра в части вида разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного использования площадью 118559 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0050380:0166, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 100 метрах от д.Щекино по направлению на юго-восток.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Клинского муниципального района Московской области и территориальный отдел по Клинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2009 года по делу N А41-9319/09 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Декапал" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с нарушением норм материального права.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Декапал" является собственником земельного участка для сельскохозяйственного использования общей площадью 118559 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0050380:0166, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 100 метрах от д.Щекино по направлению на юго-восток, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 марта 2007 г. (л.д.8).
26 октября 2007 г. состоялись публичные слушания по обсуждению вопроса об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка, в результате которых участники слушаний пришли к выводу о возможном использовании земельного участка площадью 118559 кв.м. для осуществления дачного строительства без изменения категории земель. Итоги данных публичных слушаний оформлены протоколом от 26.10.2007 г., согласованным постановлением Администрации Клинского муниципального района от 08.11.2007 г. N 2488 (л.д. 11).
Постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 14.10.2008 г. N 2034 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Декапал" изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 118559 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0050380:0166, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 300 метрах от д.Щекино по направлению на юго-восток, с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений без изменения категории земельного участка (л.д. 16).
20.10.2008 г. и 17.12.2008 г. ООО "Декапал" обращалось в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлениями о внесении изменений в сведения Государственного земельного кадастра в части разрешенного использования указанного земельного участка.
Решениями Управления Роснедвижимости по Московской области от 17.11.2008 г. и от 21.01.2009 г. обществу с ограниченной ответственностью "Декапал" было отказано в кадастровом учете изменений в сведениях о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050380:0166, потому мотиву, что установленное разрешенное использование земельного участка - "для дачного строительства" не соответствует положениям п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (л.д.18).
Заявитель полагает, что указанные выше решения являются незаконными и нарушают его права и законные интересы как собственника земельного участка, в связи с чем обратился в арбитражный суд с перечисленными выше требованиями.
Управление Роснедвижимости по Московской области с заявленными требованиями не согласилось, указав на то, что действующим законодательством не предусмотрено использование коммерческими организациями земельных участков сельскохозяйственного назначения для дачного строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что суду не были представлены доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, с установленным разрешенным использованием.
Кроме того, суд указал, что в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" для дачного строительства допускается использование только тех земельных участков, которые были предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан и что заявитель при обращении в Управление Роснедвижимости по Московской области с соответствующим заявлением не представил документы, подтверждающие создание такого юридического лица.
Оспаривая решение суда, заявитель полагает, что ООО "Декапал", являющееся собственником земельного участка, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка, допустимый в рамках категории в соответствии с зонированием территорий, и что законодательство не запрещает установление вида разрешенного использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявителем обжалуются решения Управления Роснедвижимости по Московской области об отказе внести изменения в сведения Государственного земельного кадастра в части вида разрешенного использования указанного выше земельного участка.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, предусмотрено п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что в отношении принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка площадью 118559 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0050380:0166 по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 300 метрах от д.Щекино по направлению на юго-восток установлен вид разрешенного использования (назначение) - "для сельскохозяйственного производства".
Согласно п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий ООО "Декапал", с установленным разрешенным использованием земельных участков, суду не представлены.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, виды разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев этих участков.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных выше субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлен Земельным кодексом РФ, а также Федеральным законом N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ст. 2 Федерального закона N 66-ФЗ названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Апелляционный суд не может признать обоснованным довод ООО "Декапал" о том, что нормы этого закона не содержат запрет на изменение вида разрешенного использования земельных участков для коммерческих организаций, так как Федеральный закон "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" применим к отношениям по использованию дачных земельных участков, поскольку устанавливает субъектный состав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства и определяет порядок предоставления таких земельных участков.
Положения Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Следующим этапом в силу статей 12, 14 названного закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
Таким образом, нормы Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
Заявитель не представил суду доказательств, подтверждающих факт создания на момент его обращения в Управление Роснедвижимости по Московской области с соответствующими заявлениями некоммерческого объединения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что Управление Роснедвижимости по Московской области правомерно отказало ООО "Декапал" во внесении в Государственный земельный кадастр сведений об изменении вида разрешенного использования принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка площадью 118559 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0050380:0166, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 100 метрах от д.Щекино по направлению на юго-восток.,
В соответствии с частью 3 статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными решений Управления Роснедвижимости по Московской области от 17.11.2008 г., от 21.01.2009 г. об отказе в кадастровом учете изменений в сведениях о земельном участке в части вида его разрешенного использования, в связи с чем оспариваемое решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2009 года по делу N А41-9319/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
Е.В. Черникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9319/09
Истец: ООО "Декапал"
Ответчик: Управление Роснедвижимости по Московской области
Третье лицо: Территориальный отдел по Клинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, Администрация Клинского района