г. Москва
27 августа 2009 г. |
Дело N А41-3750/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Ивановой Л.Н., Минкиной Г.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Шишкиной В.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УМиА ЦАС": Сисяева Е.А. по доверенности от 01.08.2009;
от администрации города Троицка Московской области: представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Троицка Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2009 года по делу N А41-3750/09, принятое судьей Смысловой А.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УМиА ЦАС" к администрации города Троицка Московской области о признании недействительным пункта 2 и пункта 3.1 постановления главы города Троицка от 13.11.2008 N 1048,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УМиА ЦАС" (далее - ООО "УМиА ЦАС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 и пункта 3.1 постановления главы города Троицка от 13.11.2008 N 1048 - с учетом уточнения (т. 2 л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2009 года по делу N А41-3750/09 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением, администрация города Троицка Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд, полагая, что решение суда не основано на законе, материалах и фактических обстоятельствах дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя ООО "УМиА ЦАС", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что 13.11.2008 глава города Троицка Московской области издал постановление N 1048 о предоставлении в собственность ООО "УМиА ЦАС" земельного участка с кадастровым номером 50:54:010201:16, расположенного по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Дальняя, д. 3, где в п. 2 - выкупная цена предоставляемого в собственность ООО "УМиА ЦАС" земельного участка определена исходя из десятикратного размера ставки земельного налога на единицу площади земельного участка, что составляет 9454050 руб.
В своем постановлении администрация города Троицка Московской области ссылается на п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 (в ред. от 19.09.2008), которая читается в следующей редакции: "До 01.01.2010 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: лицам, не указанным в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи и являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка".
ООО "УМиА ЦАС" считает, что при принятии решения о выкупе земельного участка администрация города Троицка Московской области должна была руководствоваться пунктом 1 части 3 статьи 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 (в ред. от 19.09.2008), которая читается в следующей редакции: "До 01.01.2010 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности - в размере равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка".
Обосновывая это тем, что:
1. В 1992 году здания, сооружения были отчуждены из государственной собственности путем приватизации Управлением строительства "Центракадемстрой" Российской Академии наук (т. 1 л.д. 5-11);
2. В 1992 году Управление строительства "Центракадемстрой" Российской Академии наук (далее - УС "ЦАС" РАН) в соответствии с Указом президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992 было преобразовано в акционерное общество "Центракадемстрой" (далее - АО "ЦАС"), а в 1996 году на основании закона Российской Федерации от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" АО "ЦАС" было переименовано в ОАО "Центракадемстрой" (далее - ОАО "ЦАС") (т. 1 л.д. 12-22, 32-45);
3. В 1999 году здания и сооружения были переданы ОАО "Центракадемстрой" в уставный капитал (как вклад) ООО "УМиА ЦАС", которое было создано для оперативного управления хозяйственной деятельностью и собственностью (т. 1 л.д. 48-61, 80-82);
4. С 2000 года ООО "УМиА ЦАС" является собственником зданий и сооружений на испрашиваемом земельном участке, что подтверждается свидетельствами на право собственности (т. 1 л.д. 85-95).
Из вышеизложенного следует, что ООО "УМиА ЦАС" является собственником зданий и сооружений на испрашиваемом земельном участке, расположенном в Московской области, г. Троицк, ул. Дальняя, 3, которые были отчуждены из государственной собственности путем приватизации. Поэтому администрация города Троицка должна была применить при определении размера стоимости истребуемого земельного участка пункт 1 части 3 статьи 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 (в ред. от 19.09.2008) и установить выкупную цену в размере, равном 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1575674 руб. 68 коп. Единственным условием применения данной статьи закона является отчуждение ранее имущества из государственной собственности, то есть достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества служит факт отчуждения данного имущества из государственных (муниципальных) предприятий. Указанные нормы права не содержат ограничений о том, что выкупная цена в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка может применяться лишь в том случае, если здания, строения, сооружения были непосредственно выкуплены лицом, обращающимся за предоставлением земельного участка из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, по мнению ООО "УМиА ЦАС", оспариваемые положения постановления главы города Троицка N 1048 от 13.11.2008 противоречат действующему законодательству и нарушают права ООО "УМиА ЦАС" в сфере экономической деятельности, в связи с чем ООО "УМиА ЦАС" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что ООО "УМиА ЦАС" является собственником зданий, строений и сооружений, расположенных по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Дальняя, д.3, которые были отчуждены из государственной собственности путем приватизации.
Следовательно, при определении цены выкупа земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании ООО "УМиА ЦАС", администрация города Троицка должна была руководствоваться положениями п.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 19.09.2008), согласно которой цена выкупа земельных участков устанавливается в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, арбитражный суд считает, что не могут быть признаны законными п. 2 и п. 3.1 постановления главы города Троицка от 13.11.2008 N 1048, предусматривающие установление выкупной цены предоставляемого в собственность ООО "УМиА ЦАС" земельного участка исходя из десятикратного размера ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в силу следующих обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "УМиА ЦАС" имеет право постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 40728 кв.м. по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Дальняя, д.3, кадастровый номер 50:54:010201:16.
Постановлением главы города Троицка от 13.11.2008 N 1048 (т. 1 л.д.106) было принято решение о продаже ООО "УМиА ЦАС" земельного участка площадью 40728 кв.м. по адресу: Московская область, г. Троицк, ул. Дальняя, д.3, кадастровый номер 50:54:010201:16.
В силу п.2 и п.3.1 постановления главы города Троицка от 13.11.2008 N 1048 выкупная цена предоставляемого в собственность ООО "УМиА ЦАС" земельного участка определена исходя из десятикратного размера ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЦАС" было образовано в результате приватизации Управления строительства "Центракадемстрой" Российской академии наук (план приватизации - т. 1 л.д.5-11). Согласно уставным документам ООО "УМиА ЦАС" является правопреемником АОЗТ "УМиА" и ЗАО "УМиА".Согласно уставу ООО "УМиА ЦАС" (л.д.48-61) уставной капитал ООО "УМиА ЦАС" образован за счет вкладов учредителей, одним из которых является ОАО "Центракадемстрой", имеющего 90% долей в уставном капитале ООО "УМиА ЦАС".
В силу статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение доли в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью является односторонней сделкой, направленной на создание юридического лица, при этом учредители общества с ограниченной ответственностью не сохраняют право собственности на имущество, внесенное в уставной капитал, не приобретают в право собственности на имущество общества с ограниченной ответственностью и не отвечают по долгам общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах суд первой инстанций сделал обоснованный вывод о том, что ООО "УМиА ЦАС" относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
В связи с изложенным оснований для принятия доводов апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3750/09
Истец: ООО "УМиА ЦАС"
Ответчик: Администрация г. Троицка
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3791/2009