г. Москва
31 августа 2009 г. |
Дело N А41-2839/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Поликарпова О.А., доверенность от 15.01.2009 N 5, Иноземцев А.А., доверенность от 11.03.2009 N 14,
от заинтересованного лица: Бабахин Д.В., доверенность от 26.12.2008 N 588-Д,
от третьих лиц: Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
администрации г. Лыткарино - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
территориального отдела по г. Лыткарино Управления Роснедвижимости по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2009 по делу N А41-2839/09, принятое судьей Смысловой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РеГеС" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино, администрации г. Лыткарино, территориального отдела по г. Лыткарино Управления Роснедвижимости по Московской области, о признании незаконным решения от 11.01.2009 N 53/012/2008-032 об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РеГеС" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - Управление ФРС по Московской области, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права собственности от 11.01.2009 на земельный участок общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Комсомольская, стр. 24, и обязании регистрирующий орган зарегистрировать право собственности заявителя на названный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино, администрация г. Лыткарино, территориальный отдел по г. Лыткарино Управления Роснедвижимости по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2009 по делу N А41-2839/09 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление ФРС по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании итогового протокола комиссии по проведению конкурсов и аукционов по продаже муниципального имущества г. Лыткарино от 27.05.2008 N 6 и договора купли-продажи земельного участка от 02.06.2008, заключенного между городским округом Лыткарино Московской области, действующим в лице Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области (продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью "РеГеС" (покупателем), общество приобрело земельный участок общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Комсомольская, стр. 24 (т. 1 л.д. 31-35).
Согласно данным кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:53:010102:0063 на данном земельном участке расположено здание бани (т. 1 л.д. 43-48).
10 ноября 2008 года общество обратилось в Управление ФРС по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок (приложение к т. 1 л.д. 72-73).
Управление ФРС по Московской области сообщением от 11.01.2009 N 53/012/2008-032 отказало обществу в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063.
В обоснование принятого решения Управление ФРС по Московской области указало, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок общей площадью 270 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0016 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, ограниченное арендой в пользу муниципального унитарного предприятия "Дирекция Единого заказчика - Лыткарино". Поэтому городской округ Лыткарино Московской области, действующий в лице Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области, является ненадлежащим лицом, которое не имеет права на заключение договора, направленного на отчуждение земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Не согласившись с решением Управления ФРС по Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением признании незаконным решения от 11.01.2009 N 53/012/2008-032 об отказе в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать право собственности общества на приобретенный им на торгах земельный участок с кадастровым номером 50:53:010102:0063.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Управлением ФРС по Московской области не представлено доказательств расположения земельного участка общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063 на земельном участке площадью 270 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0016 и обременения спорного земельного участка правами третьих лиц. Заявителем выполнены надлежащим образом обязанности по предоставлению необходимых документов для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда представителем Управления ФРС по Московской области поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В обосновании правомерности отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063 регистрирующий орган ссылается на то, что согласно данным ЕГРП на земельный участок площадью 270 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0016 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Следовательно, городской округ Лыткарино Московской области, действующий в лице Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области был не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
Представители общества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы Управления ФРС по Московской области возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Общество указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:53:010102:0016 площадью 270 кв.м не имеет отношения к спорному земельному участку с кадастровым номером 50:53:010102:0063 площадью 401 кв.м., городской округ Лыткарино Московской области является надлежащим лицом по распоряжению спорным земельным участком. Кроме того, на момент подачи апелляционной жалобы Управлением ФРС Московской области произведена государственная регистрация права собственности общества на спорный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2009.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления ФРС по Московской области в государственной регистрации права собственности общества на спорный земельный участок является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены пунктом 1 статьи 20 названного Федерального закона.
Отказ в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок, как следует из оспариваемого сообщения регистрирующего органа, был продиктован тем, что: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться спорным объектом недвижимого имущества.
Управление ФРС по Московской области отказало в регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063, указав, что на земельный участок площадью 270 кв.м., кадастровый номер 50:53:010102:0016 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, ограниченное арендой в пользу муниципального унитарного предприятия "Дирекция Единого заказчика - Лыткарино".
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 7 названного Федерального закона определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Из имеющегося в материалах дела, кадастрового плана спорного земельного участка с кадастровым номером 50:53:010102:0063 усматривается, что площадь земельного участка (401 кв.м.) соответствует материалам межевания, границы земельного участка описаны в установленном законом порядке, на части земельного участка расположено здание бани, описано его местоположение и площадь. Сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок и об обладателях этих прав в кадастровом плане не имеется.
Согласно письму территориального отдела по г. Лыткарино Управления Роснедвижимости Московской области от 19.12.2008 N 390-60/412 (т. 1 л.д. 50), сведения на земельный участок площадью 270 кв.м., кадастровый номер 50:53:010102:0016 в Государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют.
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению Управления ФРС по Московской области от 30.10.2008 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (т. 1 л.д. 49). Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что земельный участок с кадастровым номером 50:53:010102:0063 имеет отношение к земельному участку с кадастровым номером 50:53:010102:0016, отсутствуют основания полагать, что имеется наложение границ этих земельных участков либо один земельный участок входит в состав другого.
В силу пункта 10 статьи 3 и статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не ограничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют, а в силу требований пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" этот земельный участок относится к муниципальной собственности.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что распоряжение спорным земельным участком произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино от имени городского округа Лыткарино Московской области в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Судом установлено, что обществом представлены в Управление ФРС по Московской области все необходимые документы для проведения государственной регистрации земельного участка общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063 в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что регистрирующий орган неправомерно отказал заявителю в государственной регистрации земельного участка общей площадью 401 кв.м. с кадастровым номером 50:53:010102:0063, расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Комсомольская, стр. 24, поскольку оснований для отказа в регистрации, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не имелось.
Согласно части 2 и части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными и обязывает соответствующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2009 по делу N А41-2839/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2839/09
Истец: ООО "Регес"
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Третье лицо: Территориальный отдел по г. Лыткарино Управления Роснедвижимости по Московской области, Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино, Администрация г. Лыткарино