г. Москва
28 августа 2009 г. |
Дело N А41-25760/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании:
от истца: Алимов Р.А. - представитель, доверенность N б/н от 30.07.2009г.,
от ответчика: от ИФНС России по г.Красногорску Московской области - Киндеева Е.А. - заместитель начальника юридического отдела, доверенность N 09-13/0241 от 02.07.2009г.; от ИФНС России N 30 по г.Москве - Котов А.М. - специалист I разряда, доверенность N 773 от 06.08.2009г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2009 года по делу N А41-25760/08, принятое судьей Соловьевым А.А., по заявлению ООО "Торговая Компания Импульс" к ИФНС России по г.Красногорску Московской области о возврате взносов на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая Компания Импульс" (далее - ООО "Торговая Компания Импульс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г.Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 817 руб., пени в сумме 19 540, 72 руб., а также, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 639 489, 65 руб., с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ (т.2 л.д.111).
Решением суда от 13 июля 2009 года по делу N А41-25760/08 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г.Красногорску Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы процессуального права.
По мнению налогового органа, судом первой инстанции не дана нормативно - правовая оценка доводу Инспекции об отсутствии полномочий налогового органа на возврат излишне уплаченных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование, не согласованного с Пенсионным фондом РФ.
01 декабря 2008 г. Федеральная налоговая служба РФ направила налоговым органам для использования в работе письмо ФНС РФ N ММ-6-1/873@ "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". Указанный механизм был согласован Федеральной налоговой службой РФ с Пенсионным фондом Российской Федерации, и применяется впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п.5 письма ФНС РФ N ММ-6-1/873@ "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату налоговым органом на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом, Пенсионного фонда Российской Федерации, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом указанного заявления.
12.02.2009г. Инспекцией было получено письмо от ООО "Торговый Комплекс Импульс" с просьбой о возврате платежей по ОПС с согласованием УПФ N 3 на передачу денежных средств по месту регистрации страхователя и согласованием УПФ N 2 на переброску средств в ПФР.
12.02.2009г. Инспекцией было получено письмо от Управления ПФР N 3 по г.Красногорску исх.N 209-3/0894 от 28.01.2009г., в котором сообщается, что обособленное подразделение ООО "Торговый Комплекс Импульс", находящееся по адресу: 143422, МО, Красногорский р-н, с.Петрово-Дальнее, стр.1, не зарегистрировано в ГУ-ГУ в Управлении N 3 ПФР, соответственно ошибочно перечисленные денежные средства по страховым взносам на ОПС находятся в разряде неопознанных платежей.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ не возражает против передачи ошибочно перечисленных взносов на ОПС по месту регистрации страхователя, но не дает согласование на возврат указанных сумм на расчетный счет налогоплательщика.
Кроме того, налоговый орган считает, что судом нарушена ст.46, 159 АПК РФ, а именно: 29.12.2008 года Инспекцией в канцелярию Арбитражного суда Московской области было подано ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика Главного Управления N 9 Пенсионного Фонда РФ, находящегося по адресу: 143400, Московская область, г.Красногорск, ул.Чайковского, д.11.
На судебном заседании 22.01.2009г. указанное ходатайство было заявлено в устной форме.
Однако, в нарушение ст.159 АПК РФ Инспекцией определение суда о результатах рассмотрения ходатайства не получено.
Представитель ИФНС России N 30 по г.Москве поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: ООО "Торговый Комплекс Импульс" зарегистрировано в г.Москве и состоит на налоговом учете по месту нахождения организации в ИФНС России N 30 по г. Москве. Кроме того, налогоплательщик состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г.Красногорску Московской области в порядке п.1 ст.83 НК РФ, по месту нахождения обособленного подразделения, производящего выплату заработной платы его работникам, но не имеющего отдельного баланса.
В период с января по сентябрь 2008 г. Общество перечисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Инспекцию ФНС России по г.Красногорску Московской области, ошибочно руководствуясь п.8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в результате чего у него образовалась переплата по взносам и пени (т.1 л.д.99-123).
На заявление ООО "Торговая Компания Импульс" от 27.10.2008г., письмом от 29.10.2008г. N 07-17/1373 ИФНС России по г.Красногорску Московской области было отказано в возврате указанных взносов и пени (т.1 л.д.14-15).
Повторно налогоплательщик обращался с аналогичным заявлением в налоговый орган 12.02.2009г. (т.2 л.д.5), однако возврат взносов и пени также произведен не был.
С учетом произведенного Инспекцией ФНС России по г.Красногорску Московской области и Инспекцией ФНС России N 30 по г.Москве межрегионального зачета, переплата заявителя составила: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии - 817 руб., пени -19 540, 72 руб.; по страховым взносам, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии - 639 489, 65 руб. (т.2 л.д.29-30, 43-49; 98 -108).
Не согласившись с отказом налогового органа в осуществлении возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, Общество обратилось с заявлением в суд об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, перечисление указанных сумм страховых взносов и пени произведено Обществом ошибочно, поскольку на основании п.8 ст.243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Сумма налогов (авансовых платежей по налогу, страховых взносов) подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налогов (страховых взносов), подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
В случае невыполнения обособленным подразделением хотя бы одного из трех условий, определенных в п.8 ст.243 НК РФ, головная организация производит централизованно по месту своего нахождения уплату налога и страховых взносов за свои обособленные подразделения, в том числе находящиеся на территории разных субъектов РФ. Расчеты по авансовым платежам и декларации по ЕСН и страховым взносам составляются организациями с учетом показателей по обособленным подразделениям и представляются по месту нахождения головной организации (т.1 л.д.8-13; т.2 л.д.109).
В рассматриваемом случае обособленное подразделение Общества не имеет отдельного баланса.
Не оспаривая наличие у Общества переплаты в указанной сумме, налоговый орган ссылается на отсутствие у Общества оснований для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени. По мнению налогового органа, порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательно не определен.
Апелляционный суд считает вышеуказанный довод налогового органа, необоснованным.
Согласно пункту 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. N 116н (далее - Порядок) возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 44 Порядка, взаимодействие Федерального казначейства и (или) органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений и иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, в пределах возложенных на администраторов поступлений в бюджет полномочий.
Как установлено в приложении 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 24.08.2007г. N 74н главным администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Как обоснованно указал суд, какой-либо процедуры обязательного согласования налоговыми органами операций по возврату излишне уплаченных сумм взносов с органами Пенсионного фонда РФ действующее законодательство также не предусматривает.
Согласно ст.30 НК РФ и ст.1,2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.
Таким образом, ИФНС России по г.Красногорску Московской области имела возможность дополнительно получить сведения, в том числе, о счетах налогоплательщика у ИФНС России N 30 по г. Москве, где стоит на учете головное подразделение Общества и, соответственно, имеются сведения обо всех его счетах, либо запросить данную информацию дополнительно у самого налогоплательщика.
В силу ст.78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Согласно ст.ст.78, 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
С соответствующим заявлением налогоплательщик обращался в налоговый орган 29.10.2008г. и 12.02.2009г. (т.1 л.д.14-15; т.2 л.д.5).
Как следует из выписок по лицевому счету Общества, а также акта сверки расчетов и не оспаривается налоговым органам, у Общества имеется указанная выше переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, при этом задолженности по указанным взносам и пеням не имеется (т.2 л.д.98-108).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку налоговый орган не произвел возврат сумм взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, а судом не установлено обстоятельств, препятствующих их возврату, требования Общества подлежат удовлетворению, как основанные на действующем законодательстве и подтвержденные материалами дела.
Ссылка налогового органа на письмо ФНС РФ N ММ-6-1/873@ "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", необоснованна, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом в соответствии со ст. 1 НК РФ и не зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ.
Ссылка налогового органа на нарушение судом ст.159 АПК РФ, не подтверждается материалами дела, поскольку в протоколе судебного заседания от 22.01.2009г. отсутствует ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика ГУ N 9 Пенсионного фонда РФ. Замечаний на протокол судебного заседания налоговым органом в установленном порядке не подавалось. Письменное заявление в материалах дела отсутствует.
Кроме того, не вынесение определения по вышеуказанному ходатайству не является в силу п.4 ст.270 АПК РФ обязательным основанием для отмены решения суда.
Поскольку Федеральная налоговая служба является главным администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, апелляционный суд считает привлечение в качестве второго ответчика Пенсионного фонда Российской Федерации, в лице его подразделений, не обязательным.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2009 г. по делу А41-25760/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г.Красногорску Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25760/08
Истец: ООО "Торговая Компания Импульс"
Ответчик: ИФНС России по г. Красногорску Московской области, ИФНС N3 по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3901/2009