г. Москва
01 сентября 2009 г. |
Дело N А41-13796/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.М.,
судей Александрова Д.Д., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: 1) Ликарчука В.М., ген.директор, выписка из протокола N 1 от 03.04.2009 г.; Худокормова А.А., по доверенности б/н от 16.07.2009г.;
от органа: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агропромышленный комбинат "Ступинский" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 года по делу N А41-13796/09, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Агропромышленный комбинат "Ступинский" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Агропромышленный комбинат "Ступинский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене Постановления N 13-39/456 от 02 апреля 2009 года (л.д. 4-6), которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 года по делу N А41-13796/09 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что факт вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 года и удовлетворить требования общества.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указал, что на момент совершения правонарушения и на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности отсутствовали нормативные акты, принятые полномочным органом, регламентирующие сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению общества, привлечению к административной ответственности подлежало должностное лицо организации, ответственное за полноту и своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Департамент в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал, просил состоявшийся судебный акт отменить как необоснованный и незаконный.
Выслушав представителя лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
30 марта 2009 года в отношении общества на основании Приказа N 303-пр от 05.03.2009г. (л.д. 69-70) проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства.
Актом N 10 от 30.03.2009г. (л.д. 71-73) установлено, что предприятием не внесены в установленные сроки платежи за загрязнение окружающей среды за 3 квартал 2008 года, что является нарушением ч.ч. 1, 3 ст. 16 ФЗ N 7-ФЗ от 10.01.2002г.
В этот же день в присутствии представителя общества составлен Протокол об административном нарушении N 10 (л.д. 78-80) по факту совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Согласно Объяснений в протоколе об административном правонарушении, допущенные нарушения заявителем признаются.
Постановлением о назначении административного наказания N 13-39/456 от 02 апреля 2009 года (далее - Постановление N 13-39/456, л.д. 74-76) общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды регламентируются ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Постановлением Правительства Российской Федерации "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" N 344 от 12 июня 2003 года.
Согласно п.1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 632 от 28 августа 1992 года (далее - Порядок определения платы), настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как явствует из материалов дела, общество занимается розничной торговлей продуктами питания в 8 торговых точках, в результате которой образуются отходы производства и потребления.
Из Протокола об административном правонарушении следует, что заявителем разработаны и утверждены проект нормативов образования и лимит размещения отходов производства и потребления N 06-6252 от 12.09.2006г. и Лимит размещения отходов производства и потребления N 18/о-06-13977/08 от 08.04.2008г. со сроком действия до 08.04.2009г.
Факт ведения хозяйственной деятельности, которая негативным образом сказывается на окружающей среде, обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В силу п. 1 и п. 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" N 557 от 08 июня 2006 года (далее - Приказ N 557) плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, уплата установленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года должна была быть произведена не позднее 20 октября 2008 года.
В материалы дела представлены платежные поручения, которыми подтверждается внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 кв. 2008 года в размере 59,49 рублей и платы за негативное воздействие на окружающую среду (захоронение отходов) за 3 кв. 2008 года на полигоне ТБО "Вальцево" в размере 835,47 рублей 27 октября 2008 года (л.д. 32, 33).
Таким образом, заявителем не соблюден срок внесения платы за негативное воздействие, что является нарушением ст. 8.41 КоАП РФ.
Приказ N 557, на который ссылаются Департамент в протоколе об административном правонарушении и Постановлении N 13-39/456 и суд первой инстанции в своем решении, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17 июля 2006 года за N 8077.
На момент вынесения решения суда первой инстанции данный нормативный правовой акт не был отменен и подлежал обязательному применению на всей территории Российской Федерации.
Передача полномочий в рамках Правительства Российской Федерации от одного министерства или ведомства к другому, либо его преобразование не влияет на обязательность норм, содержащихся в ранее принятых компетентным органом правовых актах и не отмененных в установленном порядке.
Общество, выступая природопользователем, оказывающим в результате своей хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно отвечает за исполнение обязанности по внесению платы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 года по делу N А41-13796/09 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13796/09
Истец: ЗАО АПК "Ступинский"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4015/2009