г. Москва
07 сентября 2009 г. |
Дело N А41-17984/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Мордкиной Л.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Новичкова С.Б., доверенность от 25.05.2009 г. N 42,
от ответчика: Артамонова А.В., доверенность от 17.12.2008 г. N 03-15/0943,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 г. по делу N А41-17984/09, принятое судьей Красниковой В.А., по заявлению Открытого акционерного общества "МОСОБЛПРОММОНТАЖ" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МОСОБЛПРОММОНТАЖ" (далее - общество, налогоплательщик, ОАО "МОПМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области) с заявлением о признании недействительным решения от 20.04.2009 г. N 447 об отказе в осуществлении зачета и решения от 07.05.2009 г. N 09-10/0358 об отказе в осуществлении возврата (л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2009 г. заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме, решения инспекции от 20.04.2009 г. N 447 и от 07.05.2009 г. N 09-10/0358 признаны недействительными. При этом суд первой инстанции исходил из того, что актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 14.04.2009 г. N 607 по состоянию на 01.04.2009 г. установлен факт наличия у общества переплаты по налогу на прибыль в сумме 665387 руб. по КБК 18210101011010000110 и в сумме 1789113,88 руб. по КБК 18210101012020000110. Факт последующей подачи обществом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. не может являться основанием для отказа в проведении зачета (возврата) налога, поскольку уточнения, отраженные в налоговой декларации, не затрагивают суммы переплаты, признанные сторонами в акте сверки расчетов от 14.04.2009 г. N 607 (л.д. 79-80).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как принятого с неправильным применением ст. ст. 78, 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку судом не учтено, что факт переплаты по налогу может быть подтвержден по результатам проведения камеральной налоговой проверки, а лицевой счет налогоплательщика не всегда отражает реальное состоянию расчетов по налогам. Поскольку 15.05.2009 г. обществом сдана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2008 г., срок камеральной проверки которой заканчивается 15.08.2009 г., заявление о возврате (зачете) налога должно быть подано обществом только после указанного срока. Однако указанные существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда (л.д. 84-86).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции и представителя общества, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "МОПМ"" и ИФНС России по г. Воскресенску Московской области произведена совместная сверка расчетов по налогам и сборам за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2009 г., по результатам которой составлен совместный акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 14.04.2009 г. N 607 по состоянию на 14.04.2009 г. (л.д. 15-20).
Из указанного акта усматривается, что у общества имеется переплата по налогу на прибыль в сумме 665387 руб. по КБК 18210101011010000110 и в сумме 1789113,88 руб. по КБК 18210101012020000110.
Общество 15.04.2009 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о проведении зачета суммы переплаты по налогу на прибыль по КБК 18210101012020000110 в сумме 1206499 руб. в счет уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по КБК 18210301000010000110 (л.д. 13).
Инспекцией в ответ на указанное заявление вынесено решение от 20.04.2009 г. N 447 об отказе в осуществлении зачета, обоснованное невозможностью проведения зачета сумм налога на прибыль за 2008 г. до окончания камеральной проверки в соответствии со ст. 88 НК РФ (л.д. 21).
ОАО "МОПМ" 27.04.2009 г. обратилось в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ переплаты по налогу на прибыль в сумме 665387 руб. по КБК 18210101011010000110 и в сумме 1789113,88 руб. по КБК 18210101012020000110 на расчетный счет общества (л.д. 14).
В ответ на данное заявление инспекцией вынесено решение от 07.05.2009 г. N 09-10/0358 об отказе в осуществлении возврата со ссылкой на п. 6 ст. 78 НК РФ, Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98. По мнению инспекции, подача заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога возможна не ранее, чем истечет срок на проведение камеральной налоговой проверки декларации за 2008 г., установленный ст. 88 НК РФ, то есть 30.06.2009 г. (л.д. 22).
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Судом установлено, что совместная сверка расчетов по налогам и сборам была проведена, в результате сверки установлено наличие переплаты по налогу на прибыль и отсутствие задолженности, что подтверждается подписями представителя инспекции и представителя общества на акте сверки расчетов.
В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 6 ст. 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Обществом заявления о зачете и возврате налога поданы своевременно 15.04.2009 г. и 27.04.2009 г.
Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для отказа в проведении зачета и возврата налога.
Ссылка инспекции на невозможность проведения зачета и возврата до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. со ссылкой на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98, является несостоятельной, поскольку заявления общества о зачете и возврате налога были поданы по результатам проведенной совместной сверки расчетов, которой установлено наличие переплаты по налогу, а не одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2008 г.
Кроме того, наличие у общества на лицевом счете переплаты по налогу на прибыль инспекцией не оспаривается, подтверждается двусторонним актом сверки расчетов от 14.04.2009 г. N 607, подписанным без разногласий представителем налогового органа.
Также судом правомерно учтено, что в уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2008 г. налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению исчисленного к уплате налога на прибыль. Таким образом, уточнения, произведенные в порядке ст. 88 НК РФ, не затрагивают сумму переплаты по налогу на прибыль, признанную сторонами.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 г. налоговому органу было предложено представить суду результаты рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной и уточненной налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2008 г., однако указанные документы инспекцией не представлены. На вопрос суда представитель инспекции пояснил, что камеральная проверка декларации была проведена, нарушений не выявлено (протокол судебного заседания от 07.09.2009 г.).
Таким образом, налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено документальных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемых решений.
Поскольку обществом соблюдены все требования, установленные ст. 78 НК РФ, у налогового органа отсутствовали основания для отказа ОАО "МОПМ" в проведении зачета и возврата налога.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что решения инспекции от 20.04.2009 г. N 447 об отказе в осуществлении зачета и от 07.05.2009 г. N 09-10/0358 об отказе в осуществлении возврата не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, в связи с чем правомерно признано недействительными.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27 июля 2009 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-17984/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17984/09
Истец: ОАО "МОСОБЛПРОММОНТАЖ"
Ответчик: ИФНС России по г. Воскресенску Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4234/2009