г. Москва
17 сентября 2009 г. |
Дело N А41-9640/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чалбышевой И.В.,
судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Плотниковой В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явились, извещены;
от ответчика: Старчикова Н.П. - доверенность N 03-09/0693 от 29.12.2008.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 года по делу NА41-9640/09, принятое судьей Захаровой Н.А., по иску (заявлению) предпринимателя Сафроновой А.С. к МРИ ФНС России N 2 по Московской области о признании недействительным решения и обязании произвести возврат страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Сафронова Анна Степановна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган), выраженного в письме от 03.07.2008 N 09-48/1076, об отказе произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 324 524 руб. 57 коп., а также просила обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем указанных денежных средств.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2009 заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить данный судебный акт и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. Инспекция полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, и поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, их возврат должен быть произведен не налоговым органом, а органом Пенсионного фонда РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал доводы жалобы и просил отменить решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и заслушав представителя инспекции, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, заявитель, исполняя обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части и накопительной части трудовой пенсии в общей сумме 324 524 руб. 57 коп., представил в банк платежные поручения от 15.12.2006 N 9 и от 11.01.2007 N 2.
При оформлении платежных поручений заявителем была допущена ошибка в номере коде бюджетной классификации (КБК).
Предприниматель долен был оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, но фактически платеж был осуществлен заявителем на КБК 18210202030061000160 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии.
Обратившись в налоговый орган, заявитель получил письмо от 03.07.2008 N 09-48/1076 об отказе в зачете (возврате) указанной суммы страхового взноса со ссылкой на то, что уплаченная сумма не может быть зачтена (возвращена), поскольку вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, а ст. 78 НК РФ не применима для осуществления зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционный суд, также как и суд первой инстанции, не может согласиться с действиями налогового органа.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации), действовавшему в период зачисления платежей, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, являлась Федеральная налоговая служба.
При названных обстоятельствах возврат указанных сумм должен быть осуществлен именно налоговым органом с применением ст. 78 НК РФ.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 4240/06.
В противном случае, если следовать позиции налогового органа, предприниматель вовсе лишается возможности возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов, что, по мнению апелляционного суда, является недопустимым.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, а оснований для его отмены, в т.ч. безусловных, не имеется. Доводы инспекции отвергнуты правомерно, нормы материального и процессуального права применены правильно, с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2009 года по делу N А41-9640/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Чалбышева |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9640/09
Истец: ИП Сафронова А.С.
Ответчик: МРИ ФНС России N 2 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4239/2009