г. Москва
25 сентября 2009 г. |
Дело N А41-13082/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гусельниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федосеева К.В., доверенность от 30.07.2009,
от ответчика: Тябин Е.А., доверенность от 20.01.2009 N 114/01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления государственного административно-технического надзора Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2009 по делу N А41-13082/09, принятое судьей Ильченко С.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭКА-СЕРВИС" к Главному Управлению государственного административно-технического надзора Московской области (территориальный отдел N 3 территориального управления N 1) о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2009 N 3/82/19 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭКА-СЕРВИС" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2009 N 3/82/19 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (территориальный отдел N 3 территориального управления N 1) (далее - административный орган), о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 28 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2009 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции от 29.06.2009, административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 3, л.д. 75-78).
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. По мнению административного органа, факт административного правонарушения в действиях общества и соблюдение порядка привлечения к административной ответственности подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Представителем административного органа представлены на обозрение суда подлинные материалы дела об административном правонарушении.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу. По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба административного органа - необоснованной. Общество ссылается, что размещение на участке работ санитарно-бытовых сооружений (вагончиков) произведено в строгом соответствии с рабочим проектом, прошедшем государственную экспертизу, при наличии согласования начала работ с органами местного самоуправления.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителя административного органа, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ по рекультивации старого отработанного карьера и песков на земельном участке общей площадью 19,42 га, расположенного вблизи г. Икша Дмитровского района Московской области. Данная деятельность осуществляется на основании договора от 05.12.2008 N 09, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "РЭТМСТРОЙ" (том 1, л.д. 69-71).
Судом установлено, что 04.03.2009 должностным лицом административного органа произведен осмотр земельного участка по месту работ сбора, складирования и хранения отходов проведения земляных работ, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, поселок Икша, улица Технологическая, карьер "Ртищево", составлен акт осмотра территории (объекта) от 04.03.2009 N 641 (том 1, л.д. 47-48).
В акте осмотра территории (объекта) от 04.03.2009 зафиксировано, что в двадцати метрах от проезжей части, где начинается данная территория, размещены два санитарно-бытовых сооружения синего и зеленого цвета, которые используются рабочими, сотрудниками для приема пищи и переодевания, сооружен навес с душевой кабиной. На месте административного правонарушения осуществлена фотосъемка.
Уведомлением от 05.03.2009 N 3/82 руководителю общества предложено явиться 10.03.2009 в административный орган для выяснения обстоятельств выявленного правонарушения. Данное уведомление направлено административным органом обществу по факсу. В материалы дела представлены отчеты об отправке факсограмм от 06.03.2009 и от 11.03 2009 (л.д. 90). Между тем, установить какие именно документы направлены в названные даты не представляется возможным. Реестр отправленной корреспонденции не представлен. Иные доказательства направления обществу уведомления от 05.03.2009 N 3/82 не представлены административным органом в арбитражный суд первой инстанции.
В материалах дела также отсутствуют сведения о том, явился ли представитель общества в административный орган в назначенную дату - 10.03.2009.
12.03.2009, в присутствии представителя общества Варфоломеева А.Г. по специальной доверенности от 11.03.2009 N 128/01 (том 3, л.д.89), составлен протокол об административном правонарушении N 3/82/19, согласно которому заявитель совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 28 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ (том 1, л.д. 44-46).
В объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 12.03.2009 N 3/82/19 представитель общества пояснил, что работы производятся согласно Проекта рекультивации карьера, на основании лицензии от 07.10.2005 N ОТ-02-000689 (50), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии Лимитов размещения отходов производства и потребления (том 1, л.д. 46).
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении представитель общества извещен 12.03.2009, о чем свидетельствует подпись представителя общества в соответствующей графе протокола об административном правонарушении от 12.03.2008 N 3/82/19.
Помимо этого административным органом обществу выдано предписание от 12.03.2009 N 3/82/19-1 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.03.2009 (том 1, л.д. 56).
Данное предписание направлено в адрес общества по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении адресату (том 1, л.д. 57).
23.03.2009 сотрудником административного органа осуществлен повторный осмотр места работ по сбору, складированию и хранению отходов проведения земляных работ по адресу: Московская область, Дмитровский район, поселок Икша, улица Технологическая, карьер "Ртищево" и составлен акт осмотра территории (объекта) от 23.03.2009 (том 1, л.д. 50-51). На месте осмотра осуществлена фотосъемка.
В акте осмотра территории (объекта) от 23.03.2009 зафиксировано, что санитарно-бытовые сооружения с ранее установленного места перемещены на сорок метров к северу в сторону леса Деденевского участкового лесничества.
В присутствии представителя (защитника) общества, по доверенности Лаврухина от 25.03.2009 N 172/01-01, административным органом вынесено постановление от 26.03.2009 N 3/82/19 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 28 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ в виде наложения штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей (том 1, л.д. 43).
Не согласившись с постановлением административного органа от 26.03.2009 N 3/82/19, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 28 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что в действиях общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, поскольку размещение санитарно-бытовых сооружений внутри производства и на территории проведения работ не требует специального разрешения, а иные требования действующего законодательства заявителем соблюдены.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ самовольное размещение и (или) использование самовольно размещенных контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 2 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ установлено, что основными целями осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов, а также, предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, составляют действия по самовольному размещению и (или) использованию самовольно размещенных санитарно-бытовых сооружений в отсутствие соответствующего разрешения.
Как следует из материалов дела, 18.04.2008 между Администрацией Дмитровского муниципального района (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЭКО Стандарт" (Подрядчик) заключен Договор N 249, согласно пункта 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по заполнению земельным грунтом и вертикальной планировке на участке, расположенном по адресу: Дмитровский район, п. Икша, ул. Технологическая (том 1, л.д. 74-76).
Пунктом 3.1 Договора оговаривалось, что работы будут завершены не позднее 30.12.2010.
В целях выполнения принятых на себя обязательств общество с ограниченной ответственностью "ЭКО Стандарт" на основании Договора субподряда от 01.12.2008 N 01/п привлекло в качестве субподрядчика общество с ограниченной ответственностью "РЭМСТРОЙ" (том 1, л.д. 72-73).
05.12.2008 общество с ограниченной ответственностью "РЭМСТРОЙ" (Принципал) заключило с заявителем (Агент) Договор N 09 (том 1 л.д. 125-127), по условиям которого, агент принимал на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и иные фактические действия, по оформлению разрешительной документации на рекультивацию нарушенных земель отработанного карьера ПГМ, расположенного в 1.4-1.5 км. к северо-западу от пос. Икша Дмитровского района Московской области.
Заявителем в материалы дела представлен утвержденный Рабочий проект рекультивации старого отработанного карьера ГПМ и песков вблизи г. Икша в Дмитровском районе Московской области с использованием инертных строительных отходов и грунтов (том 2, л.д. 1-145).
Согласно Рабочему проекту рекультивации отработанного карьера, для обеспечения рабочего процесса на въезде в карьер по юго-западной границе около подъездной автодороги устраивается хозяйственная зона карьера, на которой размещаются производственно-бытовые помещения для рабочих - передвижные вагончики.
В соответствии с заключением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 19.12.2008 N 13-37/6401 материалы, предоставленного обществом Рабочего проекта рекультивации старого отработанного карьера ГПМ и песков на земельном участке общей площадью 19,42 гектаров, расположенного вблизи г. Икша Дмитровского района Московской области, соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов (том 1, л.д. 100-105).
В процессе исполнения принятых на себя по Договору от 18.04.2008 N 249 обязательств заявителем получено согласие на проведение рекультивации от заинтересованных государственных органов, в том числе, от Отдела государственного пожарного надзора по Дмитровскому району УГПН Главного управления МЧС России по Московской области, от Федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО", подведомственного Ростехнадзору, от открытого акционерного общества "Геоцентр-Москва", подведомственного Министерству природных ресурсов Российской Федерации, от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, которая и предоставила земельный участок для проведения рекультивационных работ.
05.09.2008 заявителем направлено обращение N 279/01-01 к Главе Администрации Дмитровского муниципального района о согласовании начала работ по рекультивации старого отработанного карьера ГПМ и песков, ссылаясь на подготовленную проектную документацию, в которой предусматривается размещение санитарно-бытовых помещений (вагончиков) на месте производства работ по рекультивации земель (том 1, л.д. 97).
Письмом заместителя Главы Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 12.12.2008 N 4138/05-41 генеральному директору общества сообщено, что Администрация Дмитровского муниципального района Московской области не возражает против рекультивации земель по улеце Технологическая поселок Икша Дмитровского района Московской области (карьер "Ртищево"), нарушенных в результате антропогенного воздействия на Деденевском участке Дмитровского лесничества (старый отработанный карьер ГПМ и песков), для последующего использования в соответствии с проектом рекультивации (том 1, л.д. 98).
Решением Совета Депутатов муниципального образования "Дмитровский район" Московской области от 23.04.2004 N 338/64 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания городов и населенных пунктов Дмитровского района.
В соответствии с главой 8 Правил благоустройства и санитарного содержания городов и населенных пунктов Дмитровского района устанавливаются требования к производству ремонтно-строительных работ, в соответствии с которыми к работам, требующим получения разрешения, в частности относится - складирование материалов, установка машин, механизмов, временных сооружений (будки, вагончики) вне территории предприятий, частных владений, зоны работ, определяемой проектом организации строительства, или вне зоны плюс два метра от края прокладываемых или ремонтируемых трубопроводов, кабелей.
Таким образом для размещения санитарно-бытовых сооружений внутри производства и на территории проведения работ не требуется специального разрешения.
Доводы административного органа сводятся к тому, что заявитель осуществляет деятельность по рекультивации карьера незаконно. В обоснование своих доводов административным органом представлены документы по коллективному обращению жителей поселка Икша в органы прокуратуры о незаконном захоронении отходов вблизи поселка.
Основанием проведения 04.03.2009 проверки общества послужила анонимная жалоба - телеграмма от 26.02.2009 N 015, адресованная Главе Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, согласно которой на участок по адресу: Московская область, поселок Икша Дмитровского района, улица Технологическая завозят строительный мусор и другие отходы (том 1, л.д. 68).
Судом установлено, что в соответствии с актом проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 29.05.2009 N 16-136-104/09, составленным должностными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области, установлено, что рекультивацию отработанного карьера осуществляет общество. На момент проведения контрольного мероприятия на объекте рекультивации проводились работы по завозу и размещению отходов. Площадь размещения около двух гектаров. Завозимые отходы соответствуют лимиту размещения отходов производства и потребления для объекта размещения отходов от 28.01.2009 N 18/ОП-09-31391/09 (том 1, л.д. 80-81).
Довод апелляционной жалобы о том, что, согласно письму Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 22.04.2009 N 773 (том 1, л.д. 58), указанным отделом не зарегистрировано согласований на установку санитарно-бытовых помещений по адресу: Московская область, Дмитровский район, поселок Икша, улица Технологическая, карьер "Ртищево" отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с главой 8 Правил благоустройства и санитарного содержания городов и населенных пунктов Дмитровского района, разрешение на размещение временных сооружений (будки, вагончики) требуется в том случае, если они расположены вне территории проведения работ.
Административным органом не представлены доказательства того, что санитарно-бытовые сооружения размещены обществом вне территории производства работ по рекультивации земель карьера.
В актах осмотра территории (объекта) от 04.03.2009 и от 23.03.2009 зафиксировано, что санитарно-бытовые сооружения находятся на территории проведения работ по рекультивации земель карьера.
Также административным органом не представлены надлежащие доказательства того, что именно обществу принадлежат и непосредственно общество разместило санитарно-бытовые сооружения и использует их для нужд собственных работников.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2009 по делу N А41-13082/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления государственного административно-технического надзора Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13082/09
Истец: ООО "ТЕКА-СЕРВИС"
Ответчик: Главное Управление Государственного административно-технического надзора Московской области Территориальный отдел N 3, Главное Управление Государственного административно-технического надзора Московской области