г. Пермь
11 января 2008 г. |
Дело N А50-13292/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания Голомолзиной Н.И.
при участии:
от заявителя (МУ "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг") - Карпачева К.В., паспорт 5704 595548, доверенность от 09.01.2008г., Сергеева О.Ю., паспорт 5701 640106, доверенность от 09.10.2008г.,
от ответчика (Межрайонная ИФНС России N 6 по Пермскому краю) - Волегова С.А., удостоверение УР N 067579 от 30.10.2006г., доверенность N 04-05/19066 от 06.11.2007г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2007 года
по делу N А50-13292/2007,
принятое судьей Вшивковой О.В.
по заявлению МУ "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю
о признании недействительным решения
установил:
МУ "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным вынесенного Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю решения о привлечении к налоговой ответственности N 1970 от 25.06.2007г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2007г. заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот и субсидий, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы указывает, что в силу ст.154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг) исходя из фактических цен их реализации, в порядке ст.167 НК РФ (в редакции с 01.01.2006г.) налоговая база определяется по отгрузке, в связи с чем налоговую базу по НДС включаются суммы услуг фактически полученных потребителями, способ оплаты полученных услуг не учитывается при исчислении налоговой базы по НДС. Считает необоснованным неисчисление НДС не со всей стоимости услуг, отраженных в выставленном квартиросъемщикам счете-фактуре N 451 от 31.01.2007г., указывает, что на стоимость отгруженных услуг в сумме 5 758 200 руб. 32 коп. налог не предъявлен, т.е. налоговая база на данную сумму занижена. Учреждение непосредственно услуги населению не оказывает, осуществляет услуги по транспортировке энергоресурсов, т.е. денежные средства, полученные из бюджета, идут не на покрытие убытков, которые учреждение не несет.
Учреждение представило письменный отзыв на жалобу, против ее доводов возражает, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением 16.05.2007г. уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2007 г. (л.д. 12-15), по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1970 от 25.06.2007., которым учреждению предложено уплатить НДС в сумме 1 036 476 руб., также оно привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа 207 295 руб. (л.д. 6-11 т.1).
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что учреждение занизило налоговую базу по НДС на сумму 5 758 200 руб. 32 коп. субвенций (субсидий), полученных из бюджета и связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен при реализации населению жилищно-коммунальных услуг. По мнению налогового органа, налогоплательщик суммы субсидий из бюджета в нарушение п. 2 ст. 154, ст.167 Кодекса в налоговую базу не включил.
Данные выводы налогового органа основаны на неверном толковании законодательства.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153-162 НК РФ.
Положениями п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
На основании п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу п. 2 ст. 154 Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии, также налогоплательщики должны являться получателями указанных денежных средств (бюджетополучателями). Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Из смысла подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса обязанность налогоплательщика включать средства, полученные из средств бюджета, в налогооблагаемую базу по данному виду налога не следует, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Материалами дела подтверждается, что учреждение оказывало в январе 2007 г. услуги населению по государственным тарифам с учетом льгот, предоставляемых на основании федерального и регионального законодательства.
В силу договоров N 1, 2, 3, 4 от 11.01.2006г. о возмещении расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, заключенным между Территориальным управлением департамента социального развития Пермской области по Лысьвенскому муниципальному району (заказчик) и МУ "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" (исполнитель), заказчик осуществляет возмещение исполнителю расходы за предоставление скидок по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с региональным законодательством (л.д. 18-25).
Таким образом, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных от потребителей. Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, по действующему законодательству не являются объектом обложения НДС.
Налогоплательщик правомерно определил налогооблагаемую базу, руководствуясь п. 2 ст. 154 НК РФ, в связи с чем, основания для доначисления НДС и привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога отсутствуют.
Довод налогового органа о неправомерном неисчислении НДС со всей суммы, отраженной в счете-фактуре N 451 от 31.01.2007г., подлежит отклонению, так как данный счет-фактура составлен без выставления его конкретным покупателям, он лишь фиксирует стоимость оказанных услуг квартиросъемщикам, в том числе с учетом льгот и субсидий, которые отражены как не облагаемые НДС операции, поскольку налоговая база определена согласно п. 2 ст. 154 Кодекса.
На основании изложенного, апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит, решение суда от 13.11.2007г. следует оставить без изменения.
В порядке ст. 110, п. 3 ст.271 АПК РФ, п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с налогового органа следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей (одна тысяча рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13292/2007-А11
Истец: МУ "Служба "Заказчика" жилищно-коммунальных услуг"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9079/07