г. Чита |
Дело N А10-1001/08 |
"15" октября 2008 г. |
04АП-2737/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 июля 2008 года по делу N А10-1001/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия о признании частично недействительным Решения N 13-04 от 14.01.2008 г.
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Цыренова Б. Ц. - представитель по доверенности N 130 от 11.08.2008 г., Нехурова В. Г. - представитель по доверенности N 131 от 09.10.2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Альмаир" (далее ООО "Альмаир") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения N 13-04 от 14.01.2008 г. в части предъявленного к восстановлению НДС и доначисленного НДС в отношении хозяйственных операций с ОАО "Ангарскхимпром", ЗАО "ТД Либера", и соответственно привлечение к налоговой ответственности по НДС по ст. 122 Налогового кодекса РФ и начисление пени в отношении НДС по статье 75 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "Альмаир" послужил вывод суда о том, что счета-фактуры, оформленные ОАО "Ангарскхимпром" и ЗАО "ТД Либера" не являются доказательствами достоверности и законности осуществленных заявителем вычетов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Альмаир" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, поскольку заявителем соблюден порядок, определенный по вычетам НДС главой 21 НК РФ. Кроме того, не соответствует действительности вывод суда, что представители заявителя были уведомлены о дне и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Налоговый орган в представленном отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил, заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, в связи с убытием представителей заявителя в командировку. Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с отсутствием документов, подтверждающих его обоснованность. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей налогового органа, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности заявителя по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 г. по 20.06.2007 г.
В ходе проверки налоговый орган установил, что ООО "Альмаир" неправомерно применило налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "ТД Либера" и ОАО "Ангарскхимпром", поскольку данные поставщики - юридические лица с указанными ИНН, наименованиями, адресами не существуют, в едином государственном реестре юридических лиц сведения о регистрации указанных поставщиков отсутствуют. В результате нарушения налогоплательщиком п. 1, 2 ст. 153 НК РФ, ООО "Альмаир" за 2004 г. доначислен НДС с реализации: за июль в размере 183723 руб., за октябрь в размере 4308 руб., за ноябрь в сумме 850825 руб., уменьшен НДС с реализации: за август в сумме 391362 руб., за сентябрь в сумме 21868 руб., за декабрь в сумме 1528361 руб. За ноябрь 2004 г. дополнительно исчислен налог к уплате в размере 6167 руб., в связи с нарушением ст. 164 НК РФ, выразившегося неверном отражении выручки в результате арифметической ошибки по работам, выполненным для Службы заказчика в Иволгинском районе.
По результатам проверки составлен акт N 13-64 от 31.10.2007 г.
На основании акта проверки, с учетом возражений налогоплательщика, руководителем налогового органа принято Решение N 13-04 от 14.01.2008 г. согласно которому ООО "Альмаир" доначислена сумма налога на добавленную стоимость в размере 9096522 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 2615839 руб. За неуплату налога на добавленную стоимость ООО "Альмаир" привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 1255256 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа в указанной части, налогоплательщик обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 НК РФ В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов регулируется статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, основанием для возмещения налога на добавленную стоимость является наличие счетов-фактур, оформленных в порядке ст. 169 НК РФ и документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных товарно-материальных ценностей.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ, ст. 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные указанной нормой.
Как следует из материалов дела, для подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС заявитель представил счета-фактуры, выставленные в 2004, 2005, 2006 годах его поставщиками ОАО "Ангарскхимпром" и ЗАО "ТД Либера" во исполнение договоров поставки от 02.06.2004 г. и от 10.09.2003 г. соответственно, согласно которым, ОАО "Ангарскхимпром" находится по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. К.Маркса, 73, ИНН 3801020709; ЗАО "ТД Либера" находится по адресу: Читинская область, п. Агинское, ул. Базара Ринчино 75, ИНН 8001034715.
Кроме того, заявителем представлены в материалы дела копия свидетельства формы N Р51001 о государственной регистрации юридического лица открытого акционерного общества "Ангарскхимпром", сокращенное наименование юридического лица - ОАО "Ангарскхимпром", от 18 апреля 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1053300039355, регистрирующий орган - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области, руководитель инспекции Г.В.Туманов. Свидетельство серии 38 N 000653860 и копия свидетельства формы N Р51001 о государственной регистрации юридического лица закрытого акционерного общества торговый дом "Либера", сокращенное наименование юридического лица - ЗАО ТД "Либера", от 08 сентября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1027501150506, регистрирующий орган - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Читинской области Агинскому Бурятскому автономному округу.
Однако, как следует из сообщения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 31.07.2007 N 12-19/4523/1@ и Инспекции ФНС по г. Ангарску Иркутской области от 06.08.2007 N 10-20/11612, ЗАО ТД "Либера", ИНН 8001034715 на учете в налоговом не состоит, ОАО "Ангарскхимпром" на учете в инспекции не состоит, указанный ИНН никому не присваивался. Кроме того, организации с указанными реквизитами в информационной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют.
Таким образом, счета-фактуры ЗАО ТД "Либера" и ОАО "Ангарскхимпром" представленные заявителем в подтверждение заявленных налоговых вычетов не соответствуют требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ и не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 9841/05 от 13.12.2005 года указано, что требования о соблюдении порядка оформления счетов-фактур относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и достоверности сведений, которые в них содержатся.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Согласно п. 5, 6 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 53, о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций. Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с названными нормами права, оценив указанные выше доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии реальной хозяйственной деятельности заявителя и его поставщиков, о включении заявителя в цепочку организаций созданных для обналичивания денежных средств и получения необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету.
Согласно п. 6 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с указанной нормой права, налогоплательщик для получения налоговых вычетов с авансов должен доказать получение авансовых платежей, исчисление и уплату НДС с данных авансовых платежей, дату реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, основанием для применения налоговых вычетов является исчисление и фактическая уплата налога.
Однако из материалов дела следует, что реализация товаров заявителем не производилась, ранее ООО "Альмаир" платежи в виде аванса не получало, налог с полученного аванса не исчисляло и в бюджет не вносило. Следовательно, налогоплательщиком неправомерное применены вычеты по НДС за декабрь 2004 г., исчисленного ранее с авансовых платежей в сумме 1528361 руб.
С учетом указанного, а так же с учетом обстоятельств, свидетельствующие об отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности поставщиков ООО "Альмаир", суд первой инстанции правомерно, с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", а так же сложившейся правоприменительной практики, правомерно пришел к выводу, что заявителем в нарушение ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ завышены суммы НДС, предъявленные к вычету на основании счетов-фактур выставленных ОАО "Ангарскхимпром" и ЗАО "ТД Либера", за 2004 год в размере 2418533 руб., за 2005 год в размере 2248152 руб. и за 2006 год в размере 3431085 руб.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что представители заявителя не были уведомлены о дне и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, так как из материалов дела следует, что о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки по акту N 13-64 от 31.10.2007 г. ООО "Альмаир" было уведомлено Уведомлением N 3, полученного 11.01.2008 г. представителем заявителя Анисимовой Н. А. на основании доверенности N 4 от 11.01.2008 г.
С учетом всего выше изложенного суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы апелляционной жалобы ООО "Альмаир", которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и всесторонняя оценка.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания к удовлетворению апелляционной жалобы заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 июля 2008 года по делу N А10-1001/08, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 июля 2008 года по делу N А10-1001/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1001/08
Заявитель: ООО "Альмаир"
Ответчик: МРИ ФНС N 2 по РБ
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2737/08