г. Владимир |
|
26 февраля 2008 г. |
Дело N А43-24141/2007-43-474 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" о признании незаконным требования администрации Приокского района города Нижнего Новгорода, изложенного в письме от 06.06.2007 N 34-02-1417/нс, незаконным бездействия и возложении обязанности осуществить перевод жилого помещения в нежилое.
В судебном заседании участвуют представители :
Общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" - Васильев О.И. по доверенности от 10.01.2008 сроком действия 1 год;
администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода - не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом - уведомления N N15569, 15568.
Выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Аптека района", исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Аптека района" (далее - ООО "Аптека района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным требования администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода о предоставлении выписки из решения общего собрания ЖСК N 204 о согласии на перевод из жилого помещения в нежилое с переустройством и перепланировкой, изложенного в письме от 06.06.2007 N 34-02-1417/нс, признании незаконным бездействия администрации по принятию решения о переводе жилых помещений - квартир N 4 и N 5 дома 204 по пр.Гагарина г.Нижнего Новгорода. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, осуществив перевод жилых помещений в нежилые. Указанное письмо Общество расценило как фактический отказ администрации Приокского района в переводе жилых помещений в нежилые.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 требования Общества удовлетворены частично. Бездействие администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода, выразившееся в непринятии в течение 45-ти дневного срока с момента обращения ООО "Аптека района" решения о переводе жилых помещений 6 квартир N N 4 и 5 дома N 204 по проспекту Гагарина в г.Нижнем Новгороде в нежилые с переустройством и перепланировкой, признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований ООО "Аптека района" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аптека района" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным требования органа местного самоуправления о представлении выписки из решения общего собрания членов ЖСК о согласии на перевод жилых помещений в нежилые и отказе в удовлетворении требования о возложении на администрацию Приокского района г.Нижнего Новгорода обязанности произвести перевод жилых помещений в нежилые. Общество просило суд принять по делу в данной части новый судебный акт. В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указал на неверное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Администрация Приокского района г.Нижнего Новгорода явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие. В отзыве на апелляционную жалобу орган местного самоуправления указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу , что ООО "Аптека района" принадлежат на праве собственности жилые помещения - квартира N 4 и N 5 в доме N204 по проспекту Гагарина в г.Нижнем Новгороде. Данное обстоятельство подтверждено документально и не оспаривалось в судебном заседании.
Квартиры расположены на первом этаже жилого дома, балансодержателем которого является Товарищество собственников жилья N 248 г.Нижнего Новгорода, что также подтверждено документально и не оспаривалось в судебном заседании.
В связи с намерением осуществлять в этих помещениях предпринимательскую деятельность ( размещение аптеки) 12.03.2007 ООО "Аптека района" обратилось в Межведомственную комиссию администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о разрешении перевода жилых помещений в нежилые согласно прилагаемому проекту переустройства и перепланировки нежилого помещения. К заявлению Общество приложило пакет документов, в том числе проект с обустройством отдельного входа в помещение.
Письмом от 06.06.2007 за исх.N 34-02-1417/кс администрация Приокского района г.Нижнего Новгорода сообщила заявителю , что для решения вопроса по переводу жилого помещения в нежилое Обществу необходимо представить выписку из решения общего собрания ЖСК о согласии на перевод из жилого помещения в нежилое с переустройством и перепланировкой.
Вывод суда первой инстанции о том, что фактически администрация Приокского района г. Нижнего Новгорода не рассмотрела по существу заявление Общества от 12.03.2007 о переводе жилых помещений в нежилые и письмом от 06.06.2007 не отказала ООО "Аптека района" в переводе жилых помещений в нежилые, является правильным. Обществу обоснованно отказано в удовлетворении требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности принять решение о переводе принадлежащих на праве собственности жилых помещений в нежилые.
В силу положений статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 статьи 23 документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в администрацию Приокского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о переводе жилых помещений в нежилые 12.03.2007. Однако в нарушение пункта 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещений, принадлежащих ООО "Аптека района" на праве собственности (квартиры N 4 и N 5 доме N 204 по проспекту Гагарина) в нежилые, администрация Приокского района г.Нижнего Новгорода в установленный 45-дневный срок не приняла.
Суд первой инстанции правильно оценил непринятие администрацией Приокского района г.Нижнего Новгорода в установленный законом срок решения по заявлению ООО "Аптека района" о переводе жилых помещений в нежилые или об отказе в таковом как бездействие, не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. В целях восстановления нарушенных прав ООО "Аптека района" арбитражный суд законно возложил на орган местного самоуправления обязанность принять по заявлению Общества решение о переводе или об отказе в переводе.
Однако суд апелляционной инстанции не согласен с позицией арбитражного суда об обоснованности требования органа местного самоуправления о представлении Обществом выписки из решения общего собрания ЖСК (ТСЖ N 248 г.Нижнего Новгорода) о согласии на перевод жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, предавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом.
В силу статьи 247 Гражданского Кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленном настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Понятие реконструкции содержится в статье 1 Градостроительного кодекса российской Федерации, которая определяется как изменение параметров объекта капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом вмещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, установленном жилищным законодательством.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого).
При этом закон прямо указывает в части 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации , что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет , что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник помещения или уполномоченное лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Часть 3 данной статьи также указывает, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
В целях осуществления государственного контроля за техническим состоянием жилищного фонда и создания единой системы жилищных правоотношений в сфере переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах ввиду отсутствия нормативного правового акта Российской Федерации, определяющего порядок переустройства и перепланировки жилых помещений, и учитывая, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к компетенции органов местного самоуправления, Правительство Нижегородской области 02.03.2005 издало распоряжение N 107-р "О создании межведомственных комиссий по согласованию переустройства и (или перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах", которым рекомендовано органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области создать межведомственные комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Межведомственная комиссия создается распоряжением главы местного самоуправления (главы администрации) города, района области, главы администрации района в городе Нижнем Новгороде.
Основными задачами комиссии являются:
рассмотрение заявлений граждан, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) о переустройстве и (или) перепланировке жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах;
рассмотрение и проверка прилагаемых к заявлениям документов, проектов на предмет их соответствия требованиям действующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, строительных, технических и противопожарных требований, норм и правил, санитарных правил и норм в жилищной сфере;
предупреждение и пресечение самовольных переустройства и перепланировки жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах;
организация контроля за соблюдением законодательства, строительных норм и правил, прав и интересов граждан при осуществлении переустройства и перепланировки.
Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право:
запрашивать в установленном порядке необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
заслушивать на своих заседаниях представителей государственных контролирующих (надзорных) органов, органов местного самоуправления, физических и должностных лиц, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
вносить на рассмотрение главы местного самоуправления предложения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
при выявлении случаев самовольной перепланировки или переустройства жилых помещений направлять соответствующую информацию в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия рассматривает представленные заявителем документы, а в случае необходимости (в частности, если при проведении работ по переустройству и переоборудованию затрагиваются несущие конструкции, происходит замена или установка приборов центрального отопления, водоснабжения новой конфигурации и модификации, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений) обследует помещение на месте.
При необходимости к работе комиссии могут привлекаться (по согласованию) представители Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, специалисты-экологи и эксперты-проектировщики, иные лица.
Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются в виде протоколов, в которых указывается на соблюдение (несоблюдение) требований законодательства Российской Федерации.
Решения комиссии доводятся до заинтересованных лиц в виде выписок из протоколов заседаний комиссии.
Положительное заключение комиссии является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о согласовании выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах в соответствии с согласованной комиссией проектной документацией.
В рассматриваемом случае вопрос о переводе жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой рассматривался Межведомственной комиссией Приокского района г.Нижнего Новгорода. Суд считает, что, установив из представленных документов, что при переводе жилых помещений, принадлежащих ООО "Аптека района", в нежилые с перепланировкой и переустройством затрагивается общее имущество жилого дома, находящегося в общей долевой собственности, что предполагает согласие всех участников долевой собственности, и с учетом предоставленных полномочий комиссия вправе и должна была обратиться в ТСЖ N 248 г.Нижнего Новгорода, сообщить о заявлении Общества в комиссию, запросить дополнительную информацию, произвести осмотр помещений, предложить провести общее собрание членов товарищества по данному вопросу и др.
С учетом представленных ООО "Аптека района" документов и дополнительно полученной информации (в том числе и решение общего собрания собственников) комиссия принимает положительное или отрицательное решение о переводе жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой.
Возложение же на ООО "Аптека района" обязанности по представлению решения общего собрания членов ТСЖ о согласии на перевод жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой не основано на законе и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает на него незаконную обязанность.
Неверное определение и неполное исследование юридически значимых обстоятельств, неправильное применение норм материального права являются в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в части признания законным требования администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода о представлении выписки из решения общего собрания членов ЖСК (ТСЖ N 248 г.Нижнего Новгорода) о согласии на перевод жилых помещений в нежилые с переустройством и перепланировкой с принятием в этой части нового решения о признании незаконным вышеуказанного требования органа местного самоуправления. В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Судом не допущенороцессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом частичного удовлетворения требований Общества с администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода подлежат взысканию в пользу ООО "Аптека района" понесенные расходы по государственной пошлине в сумме 833 руб.33 коп.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 по делу N А43-24141/2007-43-474 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" о признания незаконным требования администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода о представлении выписки из решения общего собрания ЖСК (ТСЖ N248 г.Нижнего Новгорода) о согласии на перевод из жилого помещения в нежилое с переустройством и перепланировкой.
Требование администрации Приокского района г.Нижнего Новгорода о представлении обществом с ограниченной ответственностью "Аптека района" выписки из решения общего собрания ЖСК (ТСЖ N 248 г.Нижнего Новгорода) о согласии на перевод из жилого помещения в нежилое с переустройством и перепланировкой, изложенное в письме от 06.06.2007 N 34-02-1417/нс, признать незаконным.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2007 по делу N А43-24141/2007-43-474 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Приокского района города Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аптека района" расходы по государственной пошлине в сумме 833 руб. 33 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24141/2007-43-474
Истец: ООО "Аптека района"
Ответчик: Администрация Приокского района г. Н.Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-217/08