г. Чита |
|
04АП-3584/2008
20 января 2009 г. |
Дело N А58-2152/08 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Куклина О.А., судей Клепиковой М.А. и Даровских К.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шагиновой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Четвертого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 100-б, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года по делу N А58-2152/08 по иску Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) о взыскании 401 512,05 руб., третье лицо - государственное учреждение "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (судья Решетникова С.Н.)
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суд
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4914/2006 с государственного учреждения "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее должник) в пользу Института мерзлотоведения им. П.И.Мельникова взыскано 401 512,05 руб., в том числе: 371 512,05 руб. задолженность за оказанные коммунальные услуги по договору N 3 от 28.12.2005, 30 000 руб. пени.
30.01.2007 Институту мерзлотоведения им. П.И.Мельникова выдан исполнительный лист N 047366.
Уведомлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) N 1340 от 2.05.2007 исполнительный лист N 047366 возвращен взыскателю на основании п.3 ст.242.1 БК Российской Федерации в связи с отсутствием лицевого счета должника в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия).
Уведомлением Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по г.Якутску N 26 от 18.09.2007 исполнительный лист N 047366 возвращен взыскателю в связи с тем, что лицевые счета ГУ "Поликлиника восстановительного лечения" Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) не обслуживаются.
Согласно акту судебного пристава-исполнителя Якутского городского отдела УФССП по Республике Саха (Якутия) о невозможности взыскания от 12.02.2008 счета должника в учреждениях Банка России и в кредитных организациях не зарегистрированы. Исполнительный лист возвращен взыскателю постановлением от 12.02.2008.
Истец обратился в суд с иском о взыскании в субсидиарном порядке с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) задолженности по исполнительному листу N 047366 от 30.01.2007, указав, что в соответствии с Уставом ГУ "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) учредителем должника является государство в лице органа уполномоченного управлять государственным имуществом (МУГИ). При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает его собственник. Имущество учреждения является собственностью Республики Саха (Якутия) и закреплено за учреждением на праве оперативного управления Министерством по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 27.05.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Ответчик-2 исковые требования не признал, пояснив, что не является собственником имущества должника. Приказом Министерства здравоохранения N 01-8/4-364 от 1.09.2005 бюджетное финансирование учреждения прекращено с 1.01.2006. Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 20.09.2007 имущество ГУ "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) было закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП ФАПК "Туймаада" и распоряжением от 19.02.2008 изъято из оперативного управления должника.
Ответчик-1 исковые требования не признал, пояснив, что не может нести ответственность по обязательствам должника, так как ГУ "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) не является учреждением, подведомственным Министерству финансов Республики Саха (Якутия). Полагает, что субсидиарную ответственность по обязательствам должника несет Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу истца в порядке субсидиарной ответственности взыскано 401 512,05 руб. основного долга, 9531 руб. судебных издержек. В иске к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, судом при вынесении решения нарушено право ответчика на ведение дела в суде через представителя, ответчик лишен возможности представить дополнительные доказательства. Кроме того, судом не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Наличие у государственного учреждения "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) задолженности перед истцом в сумме 401 512,05 руб. установлено вступившим в законную силу судебным актом. Истец принял все предусмотренные законом меры для получения указанной суммы с учреждения, но безрезультатно в связи с отсутствием у должника денежных средств.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно учредительным документам государственного учреждения "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) собственником его имущества является Республика Саха (Якутия). Следовательно, истец имел все основания адресовать требования о взыскании задолженности учреждения указанному субъекту федерации.
В соответствии с п.1 ст.124 ГК РФ субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде через органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В данном случае финансовым органом и главным распорядителем кредитов Республики Саха (Якутия) является Министерство финансов Республики Саха (Якутия). Следовательно, решение суда первой инстанции о взыскании с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу истца задолженности государственного учреждения "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) в сумме 401 512,05 руб. является законным и обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он не является единственным распорядителем кредитов на территории Республики Саха (Якутия), суд апелляционной инстанции не принимает. В силу своего статуса Министерство финансов является основным распорядителем кредитов Республики Саха (Якутия). Никаких доказательств того, что в отношении конкретно государственного учреждения "Поликлиника восстановительного лечения" (Центр традиционной медицины) Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) распорядителем кредитов является какой-либо иной государственный орган в материалах дела не имеется. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал в судебном акте, что взыскание производится с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия).
Тот факт, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 396 от 30.06.2005 и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 471 от 18.08.2005 "прекращено финансирование ГУ "Поликлиника восстановительного лечения", в контексте настоящего дела юридического значения не имеет, так как изменение организационно-правовой формы учреждения в силу данных постановлений не произошло. Его учредителем как была, так и осталась Республика Саха (Якутия), которая и обязана отвечать по обязательствам учреждения в случае недостаточности у него денежных средств для расчета с кредиторами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отклонил его ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции также не принимает. Заявитель жалобы не отрицает, что был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания. Как юридическое лицо он имел возможность обеспечить явку в суд представителя, даже при занятости одного из юрисконсультов в другом судебном заседании.
В то же время вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного заседания процессуальным законом целиком отнесен к компетенции суда, рассматривающего дела. Суд не обязан удовлетворять все заявленные ходатайства. Напротив, он должен разрешать их в соответствии с законом и с учетом необходимости соблюдения баланса интересов сторон. В данном случае суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по мотивам, указанным выше.
Таким образом, никаких оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в данном случае не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года по делу N А58-2152/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
М.А.Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2152/08
Истец: Институт мерзлотоведения им. Мельникова
Ответчик: Министерство финансов РС (Я), Министерство здравоохранения РС(Я)
Третье лицо: ГУ "Поликлиника восстановительного лечения"