г. Пермь
23 января 2009 г. |
Дело N А71-3864/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.
судей Богдановой Р.А., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие" в лице Ижевского филиала - не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица Министерства здравоохранения Удмуртской Республики - Штин С.В., паспорт 9400 185500, доверенность от 06.02.2008г.;
от третьих лиц 1) Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
2) Министерства экономики Удмуртской Республики - не явился, извещен надлежащим образом;
3) ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед" в лице филиала г. Ижевска - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие" в лице Ижевского филиала
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 октября 2008 года
по делу N А71-3864/2008,
принятое судьей Ходыревым А.М.,
по заявлению ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие" в лице Ижевского филиала
к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики
третьи лица: Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство экономики Удмуртской Республики, ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед" в лице филиала г. Ижевска
о признании недействительным решения об отказе в допуске к участие в конкурсе на право заключения государственного контракта,
установил:
ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку при вынесении решения судом были нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что обществом представлены все необходимые документы, определенные ч.3 ст. 25, ч.2 ст. 35 ФЗ "О размещении заказов на постановки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с указанием всех достоверных сведений. Инструкций и конкретного требования, по отсутствию или наличию печати, в заполняемой форме заявки нет. При вынесении решения судьей преждевременно сделаны выводы о дальнейшем восстановлении права признания торгов недействительными, о невозможности возвращения сторон в первоначальное состояние, в связи с фактическим исполнением государственного контракта, а также о признании недействительной сделки, заключенной на торгах.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, поскольку действия Республиканской конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения в 2008-2010гг., выразившееся в отказе в допуске к участию в конкурсе заявителя, правомерны.
Представитель Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку основанием для отказа истцу в допуске к участию в конкурсе, в данном случае, послужило несоответствие поданной им заявки требованиям конкурсной документации, о которых истцу было известно. Кроме того, в настоящее время завершена работа по выдаче полисов ОМС.
Заявитель и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Министерством экономики Удмуртской Республики принято решение о размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию в 2008-2010гг. неработающего населения, проживающего в г.Глазове, Ярском, Глазовском, Юкаменском, Балезинском, Красногорском, Игринском, Кезском, Дебесском, Шарканском районах Удмуртской Республики, о чем размещено соответствующее извещение.
Государственным заказчиком выступило Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Конкурсная документация N 10-02/2-08 утверждена заказчиком и размещена на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса (л.д. 39-65).
В период с 13.02.2008г. до 14.02.2008г. поданы заявки на участие в конкурсе от ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие", г. Москва, ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед", г. Санкт-Петербург, ЗАО "СГ "Спасские ворота-М", г. Москва и ООО "СК "Ингосстрах", г. Москва.
Результаты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе оформлены протоколом вскрытия конвертов (л.д. 9, т. 4).
Согласно протоколу от 28.03.2008г. по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсной комиссией единогласно отказано ООО "ВСК-Милосердие" в допуске к участию в конкурсе на основании п.4 ч.1 ст.12 Закона N 94-ФЗ, поскольку форма 2 "Таблица цен" не имеет печати, что не соответствует требованиям по заполнению Формы 2 конкурсной документации. Остальные участники размещения заказа допущены к участию в конкурсе и признаны его участниками (л.д. 10, т.4).
По результатам рассмотрения и оценки заявок исходя из критериев оценки и их значимости, установленных конкурсной документацией, конкурсной комиссией принято решение присвоить ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед" номер на участие в конкурсе (л.д. 6-8, т.4).
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 28.03.2008г., заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ конкурсной комиссии в допуске истца к участию в конкурсе правомерен. Кроме того, суд первой инстанции указал, что истец не доказал, что удовлетворение заявленного требования приведет к восстановлению его прав.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу положений п.1 ст.198, п.2 ст.201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются специальным Федеральным законом от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Частью 1 статьи 25 Закона N 94-ФЗ установлено, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно с ч.1 ст.27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст.11названного закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
В силу п.1 ч.4 ст.22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2-4 данного закона требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п.4 ч.1 ст.12 Закона N 94-ФЗ одним из оснований для отказа к участию в конкурсе является несоответствие заявки требованиям конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, конкурсная документация включает в себя общие положения, информационные карты, форма 1 - заявка на участие в конкурсе, форма 2 - таблица цен, форма 3 - анкета участника, проект государственного контракта, реквизиты счета для перечисления обеспечения заявки на участие в конкурсе, изменения в конкурсную документацию.
При этом в данной конкурсной документации указано, что в случае неполного представления информации, требующейся в конкурсной документации, или же подачи заявки на участие в конкурсе, по существу не отвечающей требования конкурсной документации, участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе.
В соответствии с п.8 конкурсной документации Таблица цен включена в состав заявки на участие в конкурсе.
Согласно формы 2 "Таблица цен" под строкой для подписи руководителя участника размещения заказа предусмотрена строка для скрепления указанной подписи печатью участника размещения заказа (л.д. 58).
В особенности заполнения формы 2 указано, что заполнение всех граф и строк в форме 2 обязательно, в противном случае данная позиция будет расценена как несоответствующая требованиям конкурсной документации, а участник размещения заказа не допущен к участию в конкурсе.
Поскольку из формы 2 "Таблица цен", представленной истцом в составе конкурсной заявки, (л.д. 179-181, т. 3) следует, что подпись руководителя ООО "ВСК-Милосердие" не скреплена печатью, то данная заявка правомерно отклонена конкурсной комиссией.
Довод истца об отсутствии конкретных требований по отсутствию или наличию печати в заполняемой форме заявки не может быть принято во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку необходимость печати вытекает из требований к заполнению формы. Кроме того, истец за разъяснением данной части заявки не обращался к заказчику.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Нарушения, влекущие за собой признание судом размещения заказа недействительным, указаны в статьях 12 (пункт 6), 20 (пункт 6), 23 (пункт 5), 32 (пункт 6), 42 (пункт 4) Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Поскольку ответчиком не допущено нарушений при размещении заказа путем конкурса, которые могут повлечь признание размещения заказа недействительным, оснований для признания недействительным размещения заказа по конкурсу по основанию, указанному истцом, то суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что истец не доказал, что удовлетворение заявленного требования приведет к восстановлению его прав.
В силу п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание недействительными торгов влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, по смыслу п. 1 ст. 449 ГК РФ реализация права на подачу иска о признании недействительным торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005г. N 101 разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Как усматривается из материалов дела по итогам конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, проживающего в г.Глазове и районах Удмуртской Республики, победителем конкурса признано ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед" г.Москва.
На основании решения конкурсной комиссии между ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед" г.Москва и ответчиком 18.04.2008г. заключены государственные контракты на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, проживающего в г.Глазове, Ярском, Глазовском, Юкаменском, Балезинском, Красногорском, Игринском, Кезском, Дебесском, Шарканском районах Удмуртской Республики N 117/89ГК-МЗ, N 118/90ГК-МЗ, N 111/91ГК-МЗ, N 112/92ГК-МЗ, N 113/94ГК-МЗ, N 114/95ГК-МЗ, N 115/96ГК-МЗ, N 116/97ГК-МЗ, N 110/98ГК-МЗ и N 93/99ГК-МЗ (л.д. 54-57, 64-67, 72-75, 82-85, 91-94, 103-106, 111-114, 121-124, 133-136, 142-145, т. 1).
Согласно представленной в материалы дела справке N 116 от 11.07.2008г. следует, что обязательства ЗАО Страховая медицинская компания "АСК-Мед", установленные указанными контрактами по выдаче страховых полисов неработающим гражданам, фактически исполнены (л.д. 68-70, т.4).
При таких обстоятельствах, фактическое исполнение муниципального контракта на момент рассмотрения дела в арбитражном суде влечет объективную невозможность защиты прав истца, поскольку его права не могут быть восстановлены посредством повторного проведения конкурса и признания контракта недействительным, так как возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.
На основании изложенного, решение суда не подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная госпошлина не подлежит возврату ООО "Страховая компания "ВСК-Милосердие".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.10.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3864/2008-Г23
Истец: ООО "СК "ВСК-Милосердие"
Ответчик: Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Третье лицо: Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство экономики Удмуртской Республики, ЗАО "СМК "АСК-Мед"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9797/08