г. Пермь
07 мая 2009 г. |
Дело N А60-8471/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - Прокуратура Каменского района Свердловской области: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица - ООО ЖКХ "Сосновское": не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
ООО ЖКХ "Сосновское"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 марта 2009 года
по делу N А60-8471/09,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению Прокуратуры Каменского района Свердловской области
к ООО ЖКХ "Сосновское"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокуратура Каменского района Свердловской области (далее - заявитель) обратилась с Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО "ЖКХ Сосновское" (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКХ Сосновское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления прокурора.
В обоснование жалобы указывает на то, что правонарушение, совершенное обществом, является малозначительным, поскольку не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных интересов, предпринятые организацией меры по получению разрешения (лицензии) не свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Каменского района Свердловской области проверки исполнения Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предприятиями, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, размещению и транспортировке опасных отходов на территории Сосновской сельской администрации Муниципального образования "Каменский городской округ" Свердловской области (далее - МО "Каменский городской округ") заявителем установлено, что ООО "ЖКХ Сосновское" осуществляет предпринимательскую деятельность по обращению с опасными отходами производства и потребления, а именно сбор, использование и вывоз опасных отходов без лицензии, получение которой является обязательным.
Заявителем установлено, что ООО "ЖКХ Сосновское" создано и занимается предпринимательской деятельностью с мая 2004 года. Предприятие является коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей в обслуживании объектов жилищно-коммунального хозяйства.
ООО "ЖКХ Сосновское", как следует из объяснений учредителя общества Т. Е. Колясниковой, осуществляет сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов на основании соглашения с главой МО "Каменский городской округ" о выделении денежных средств на ограждения полигона твердых бытовых отходов. В настоящее время заинтересованным лицом сданы документы на экспертизу для лицензирования полигона твердых и жидких бытовых отходов.
Результаты проверки оформлены постановлением от 26 февраля 2009 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении передано в суд с заявлением о привлечении ООО "ЖКХ Сосновское" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, доказан заявителем.
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 указанного Закона и ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 524 от 26.08.2006 утвержден порядок лицензирования этой деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со ст.14 указанного Закона опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов N 786 от 02.12.2002, твердые коммунальные отходы классифицированы 11 наименованиями и отнесены к 4 и 5 классу опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Поскольку состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, является формальным, то есть для установления вины нарушителя в совершении правонарушения, предусмотренного данной нормой, административному органу необходимо доказать лишь факт осуществления предпринимательской деятельности определенного рода без лицензии, при этом наступление вредных последствий в данном случае не требуется, то обстоятельства дела, свидетельствующие о намерении предприятия получить соответствующую лицензию, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, указанного в постановлении о возбуждении административного производства от 26 февраля 2009 года, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "ЖКХ Сосновское" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей без конфискации.
То обстоятельство, что лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов находилась в момент проверки на стадии оформления, не свидетельствует об отсутствии вины, так как на момент проверки вышеуказанная деятельность обществом фактически осуществлялась без лицензии. Кроме того, будучи образованным в 2004 году, общество имело достаточно времени для получения лицензии на осуществляемый вид деятельности.
Исследуя вопрос о применении в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что малозначительным данное правонарушение признать нельзя.
Исходя из положений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Малозначительность правонарушения фактически означает отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение юридического лица, привлекаемого к ответственности, а также добровольное устранение последствий совершенного правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Однако данные обстоятельства учитываются судом при определении размера наказания (п.18, п. 18.1). Как видно из уставных документов общества, представленных в материалы дела, предметом деятельности ООО "ЖКХ "Сосновское" является обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, строительно-монтажные работы, общестроительные работы.
Фактически, как установлено проверкой и подтверждается ее материалами, Общество осуществляло деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Суд полагает, что осуществление данной деятельности без лицензии может повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, так как данная деятельность затрагивает сферу жизни и здоровья населения. Именно поэтому данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию. Таким образом, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. То обстоятельство, что обществом предприняты меры по получению лицензии не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы о признании совершенного правонарушения малозначительным, подлежат отклонению.
При назначении административного наказания и определении размера штрафа судом учтено, что правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые, а также то, что обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Кроме того, на момент рассмотрения дела лицензия обществом получена. При изложенных обстоятельствах суд правомерно назначил штраф по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 40000 рублей, то есть по низшему пределу санкции статьи.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Поскольку по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить предприятию, перечисленную им в федеральный бюджет при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2009 года по делу N А60-8471/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО ЖКХ "Сосновское" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ "Сосновское" из федерального бюджета ошибочно уплаченную госпошлину по платежному поручению N 28 от 08.04.2009г. в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8471/09
Истец: Прокуратура Каменского района Свердловской области
Ответчик: ООО ЖКХ "Сосновское"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3068/09