27 октября 2008 г. |
Дело N А35-4476/08-С22 город Воронеж |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от ЗАО Агрофирма "Любимовская" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Курской таможни - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Агрофирма "Любимовская" на решение Арбитражного суда Курской области от 15.08.2008 года по делу N А35-4476/08-С22 (судья Петрова О.И.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Агрофирма "Любимовская" (далее - ЗАО АФ "Любимовская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.07.2008г. N 08-01-067/2008, которым Общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.08.2008 года по делу N А35-4476/08-С22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе.
Управление возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Курская таможня отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2008г. на основании распоряжения начальника Курской таможни N 26-р от 20.03.2008г., изданного в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Курской таможни Лопатниковой С.В. проведена документальная проверка соблюдения ЗАО АФ "Любимовская" валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля по вопросу исполнения контракта N 051-2006 от 14.12.2006г., заключенного с компанией "Dakota Grain Tehnologies, LLS" (США).
В ходе проверки установлено, что 14.12.2006г. ЗАО АФ "Любимовская" заключило контракт N 051-2006 с компанией "Dakota Grain Tehnologies, LLS" (США) на поставку сельскохозяйственной техники по приложению, являющемуся неотъемлемой частью контракта. В соответствии с пунктом 1 контракта поставка товара производится на условиях СИП Курская область, Кореневский район, с. Любимовка. Пунктом 3 контракта установлено, что отгрузка техники Продавцом должна быть произведена в течение 15 дней с момента получения полной оплаты.
Паспорт сделки по контракту оформлен в уполномоченном банке - филиал АО СБ РФ (ОАО) Курское отделение 19.12.2006г. за N 06120022/1481/0739/2/0.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 06120022/1481/0739/2/0 платежи в полном объеме на условиях предоплаты ЗАО АФ "Любимовская" осуществила 19.12.2006г. (платежное поручение N 1 от 19.12.2006г.) и 28.04.2007г. (платежное поручение N 2 от 28.04.2007г.). Общая сумма перечисленных платежей составила 401 714,00 долларов США.
Редакция контракта N 051-2006 от 14.12.2006г. не содержит данных о сроках действия контракта, однако при оформлении паспорта сделки N 06120022/1481/0739/2/0 ЗАО АФ "Любимовская" заполнило графу 6 раздела 3 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 30.06.2007г.
Товар поставлен на контрактных условиях 09.07.2007г., 10.07.2007г., 12.07.2007г. (отметки на CMR N N 10659 от 06.07.2007г., 10658 от 06.07.2007г., 10660 от 05.07.2007г., 10662 от 04.07.2007г., 10593 от 04.07.2007г., 10663 от 04.07.2007г., 10661 от 06.07.2007г.) общей стоимостью 401 714,00 долларов США.
Справка о подтверждающих документах по проводимым валютным операциям в рамках контракта N 051-2006 от 14.12.2006г. по ГТД N 10108030/160707/0004145 была представлена в уполномоченный банк 09.10.2007г.
По результатам проверки составлены акт N 10108000/05608/ВКи019 от 05.06.2008г. документальной проверки соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и протокол N 10108000-235/2008 от 05.06.2008г. об административном правонарушении.
10.07.2008г. вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области вынесено постановление N 08-01-067/2008 о назначении ЗАО АФ "Любимовская" наказания в виде административного штрафа по факту несоблюдения установленных единых правил оформления паспортов сделок, в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия главного государственного таможенного инспектора отдела валютного контроля Курской таможни на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ установлены пунктом 80 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ и приказом ФТС России от 15.03.2005г. N 198 (зарегистрирован в Минюсте 28.03.2005г. за N 6439).
Согласно статье 22 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003г. "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Статьей 23 вышеназванного закона установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. N 278 определено, что федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
В пункте 4 указанного Положения сказано, что федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно статье 23.60 КоАП органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
В связи с чем, судом первой инстанции правомерно установлено, что проверка проведена и протокол об административном правонарушении составлен Курской таможней, а административное дело рассмотрено и постановление о привлечении ЗАО АФ "Любимовская" к административной ответственности вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в рамках предоставленных законом полномочий.
Нарушений административными органами при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Центральный Банк Российской Федерации установил единые правила оформления паспортов сделок Инструкцией от 15.06.2004г. N117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).
Пунктом 3.15 Инструкции предусмотрено, что резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, в виде административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ЗАО АФ "Любимовская" заключило контракт N 051-2006 от 14.12.2006г. с компанией "Dakota Grain Tehnologies, LLS" (США) на поставку сельскохозяйственной техники по приложению, являющемуся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с требованиями Инструкции от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ЗАО АФ "Любимовская" 19.12.2006г. оформило в уполномоченном банке филиал АО СБ РФ (ОАО) Курское отделение паспорт сделки N 07030018/3333/0000/1/0.
19 декабря 2006 года ЗАО АФ "Любимовская" осуществило валютную операцию по контракту (платежное поручение N 1 от 19.12.2006г.), что подтверждается информацией (паспорт сделки ПС N 06120022/1481/0739/2/0 и ведомостью банковского контроля по паспорту сделки ПС N 06120022/1481/0739/2/0), полученной от уполномоченного банка письмом от 15.05.2008г. N 15-23/3852. При этом редакция контракта не содержит данных о сроках действия контракта, однако ЗАО АФ "Любимовская" при оформлении ПС N 06120022/1481/0739/2/0 заполнило графу 6 раздела 3 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 30.06.2007г.
На основании информации, представленной ЗАО АФ "Любимовская" 29.01.2007г., было заключено дополнение N 1 к контракту об изменении цены контракта. Это дополнение помещено в досье паспорта сделки в уполномоченном банке (письмо от 15.05.2008г. N 15-23/3852). По информации уполномоченного банка 28.04.2007г. ЗАО АФ "Любимовская" переоформило паспорт сделки ПС N 06120022/1481/0739/2/0, изменив сведения в графе 5 раздела 3 "Общие сведения о контракте", заполнив в этой графе "Сумма" - 401 714,00 долларов США. В этот же день ЗАО АФ "Любимовская" осуществило валютную операцию по контракту (платежное поручение N 2 от 28.04.2007г.).
Товар поставлен на контрактных условиях 12.07.2007г., 10.07.2007г.. 09.07.2007г. (отметки на CMR N N 10659 от 06.07.2007г., 10658 от 06.07.2008г., 10660 от 05.07.2007г., 10662 от 04.07 2007 г., 10593 от 04.07.2007г., 10663 от 04.07.2007г., 10661 от 06.07.2007г.) общей стоимостью 401 714,00 долларов США. Согласно отметкам на товаросопроводительных документах, товар поступил в место доставки в период 09.07.2007г. - 12.07.2007г.. 16 июля 2007 года ЗАО Агрофирма "Любимовская" заявило таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления", подав в таможенный орган ГТД N10108030/160707/0004145.
Таким образом, ввоз товара был осуществлен в июле 2007 года, то есть за пределами даты завершения исполнения обязательств по контракту (30.06.2007г.), указанной в графе 6 раздела 3 паспорта сделки N 06120022/1481/0739/2/0, следовательно, у ЗАО АФ "Любимовская" возникла обязанность по предоставлению в уполномоченный банк документов, предусмотренных пунктом 3.15 Инструкции банка России от 15.06.2004г. N 117-И, а именно двух экземпляров паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, документы, подтверждающие вносимые изменения в графу 6 раздела 3, не позднее 14.09.2007г. - окончание отчетного периода по предоставлению справки о подтверждающих документах по ГТД N 10108030/160707/0004145.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ЗАО АФ "Любимовская" не выполнило в установленный срок обязанности по соблюдению единых правил оформления паспортов сделок, то есть не переоформило в установленный срок паспорт сделки в уполномоченном банке, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. В силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.
Допущенные Обществом правонарушения, установленные материалами дела, создают угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном, недобросовестном отношении ЗАО АФ "Любимовская" к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, установленных валютным законодательством РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, в связи с тем, что объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ЗАО АФ "Любимовская" обязанностей, возложенных на него валютным законодательством РФ, и фактов реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено, суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения.
В данном случае решением суда первой инстанции установлен минимальный размер штрафа. Правовых оснований для снижения размера административного наказания, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Общества о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2008г. N 08-01-067/2008 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку исходя из смысла части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.08.2008 года по делу N А35-4476/08-С22 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Агрофирма "Любимовская" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4476/08-С22
Заявитель: ЗАО Агрофирма "Любимовская"
Ответчик: ТУ федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской обл
Третье лицо: Курская таможня