г. Пермь
30 октября 2008 г. |
Дело N А60-12128/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.10.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Грибиниченко О.Г., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (ОАО "Метмаш") - не явился, извещен,
от ответчика (Межрайонная ИФНС России N 4 по Свердловской области) -Мухина Л.А., удостоверение УР N 369785, доверенность N 35-юр от 09.01.2008г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2008 года
по делу N А60-12128/2008,
принятое судьей Присухиной Н.Н.
по заявлению ОАО "Метмаш"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области
о признании недействительным требования
установил:
ОАО "Метмаш", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области N 1631 от 21.04.2008г. в части начисления пени по НДС в сумме 119569 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.08.2008г. заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что налоговым органом утрачена возможность взыскания пенеобразующей недоимки по НДС за 1997-1998гг., в связи с истечением трехлетнего срока давности, поэтому не имеется оснований для взыскания начисленных на нее пеней. Судом приняты во внимание судебные акты по делам N А60-14597/2006-С10, N 13031/2006-С10, А60-35564/2006-С5, N А60-12575/2007-С9, N А60-12576/2007-С9, N А60-6662/2008-С8, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения спора.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что оспариваемое требование соответствует положениям ст. 69 НК РФ, взыскание пеней на недоимку 1997-1998гг. положений закона не нарушает.
Общество представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы стороны, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Согласно п.1,2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии п.1,2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п.1).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование N 1631 по состоянию на 21.04.2008г. о добровольной уплате пеней в сумме 119569 руб. 26 коп., начисленных за нарушение срока уплаты НДС в сумме 4651689 руб. по итогам 1997 г., 1998 г.
Налоговый орган доказательств соблюдение установленного законом порядка взыскания пенеобразующей недоимки не представил.
При этом из материалов дела установлено, что указанная сумма налога была перечислена заявителем через КБ "Национальное Кредитное товарищество" (платежное поручение N 24 от 02.04.1999) и восстановлена заинтересованным лицом в лицевом счете заявителя в качестве недоимки по налогу на основании решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 15.05.2002 N 15.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент выставления налоговым органом требования N 1631 истек не только предусмотренный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок его выставления, но и трехгодичный срок взыскания задолженности по указанному налогу и пени.
Исходя из положений п. 6 ст. 13 АПК РФ, системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 113 НК РФ, окончательный срок для взыскания недоимки и, соответственно, пеней, составляет три года.
В силу правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 27.04.2001 N 7-П, согласно которой при отсутствии в законодательстве конкретного предельного срока взыскания задолженности (срока давности), данный срок не может превышать три года. Трехлетний срок согласуется также с общим процессуальным сроком обращения в суд при отсутствии специальных сроков.
Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46, 47 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, начисление пеней в настоящем случае на суммы налога, списанные со счета налогоплательщика, но не поступившие в бюджет, не соответствует п. 1.5 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 "О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов".
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-14597/2006-С10, N 13031/2006-С10, А60-35564/2006-С5, N А60-12575/2007-С9, N А60-12576/2007-С9, N А60-6662/2008-С8, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с ОАО "Метмаш" задолженности НДС за 1997 г., 1998 г. в связи с истечением трехлетнего срока давности.
Решениями по делам N А60-35567/06, А60-12575/07, А60-6662/08 признано неправомерным выставление требований об уплате пеней на спорную задолженность.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В порядке ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.08.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12128/2008-С6
Истец: ОАО "Метмаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7880/08