г. Владимир |
|
11 февраля 2008 г. |
Дело N А79-9315/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.02.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Москвичевой Т.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.11.2007, принятое судьей Степановой В.М. по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МИЛТА" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - уведомление N N 76968, 76969.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, УГАДН по Чувашской Республике) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МИЛТА" (далее - Общество, ООО "МИЛТА") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.11.2008 УГАДН по Чувашской Республике отказано в удовлетворении заявления о привлечении ОО "МИЛТА" к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание Управление, Общество явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "МИЛТА" зарегистрировано в качестве юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1062130000096 и ему выдана лицензия от 02.05.2006 серии ВА N 224925, N АСС-21-010385 на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия со 02.05.2006 по 15.04.2011.
В УГАДН по Чувашской Республике поступило сообщение Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.10.2007, составленное старшим специалистом 1 разряда УГАДН по Республике Татарстан Юшиным А.Г. совместно с государственным инспектором ОГИБДД Дрожжановского РОВД лейтенантом Санатулловым Д.Р. Согласно сообщению, в ходе проверки автобуса госномер АН 196 21 rus под управлением водителя Косарева Н.Н., двигавшегося по маршруту N 737 Ульяновск- Новочебоксарск, установлено отсутствие схемы маршрута с указанием опасных участков дороги.
02.11.2007 должностное лицо УГАДН по Чувашской Республике вынесло определение о возбуждении в отношении ООО "МИЛТА" дела об административном правонарушении и назначении административного расследования N 000283. Копия данного процессуального документа законному представителю Общества не вручалась, что подтвердил в судебном заседании представитель административного органа.
06.11.2007 должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 001065 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , согласно которому 25.10.2007 при осуществлении транспортного контроля на автодороге Цивильск- Ульяновск , 131 км выявлено нарушение ООО "МИЛТА" лицензионных требований и условий, а именно: у водителя автобуса регистрационный номер АН 196 21 rus Косарева Н.Н. при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту Ульяновск- Новочебоксарск в нарушение пункта 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 08.01.97 N2; пункта 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.95 N 27 и пункта 2.6.5 Требования об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.94 N 15 отсутствовала схема маршрута с указанием опасных участков.
Протокол составлен с участием законного представителя Общества, разъяснением ему прав и обязанностей, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставлением права дать объяснения по обстоятельствам дела. Копия процессуального документа выдана под роспись.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечением ООО "МИЛТА" к административной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
В соответствии с подпунктами "б, в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
-соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, они обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов, утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пункта 5 Порядка к перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.
Согласно пункту 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка установлено, что для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Для решение вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации необходимо представить документы, указанные в пункте 7 Порядка, которые регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
В силу пункта 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласно пункту 5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны, в частности, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
В соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего:
П.2.6.5- обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 09.03.95 N 27, на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
В силу пункта 5.7.4 Положения каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Суд первой инстанции установил, что в момент проверки у водителя Общества имелась схема маршрута с указанием опасных участков дороги, однако отсутствовало ее согласование с УГИБДД Республики Татарстан. Данное обстоятельство установлено совокупностью следующих доказательств: объяснения самого водителя, сделанные на сообщении о правонарушении от 25.10.2007 (оборот); объяснения инспектора ОГИБДД Санатуллова Д.Р. от 13.11.2007, участвовавшего в проведении транспортного контроля 25.10.2007; письма перронных контролеров, проверяющих экипировку автобуса по маршруту следования Новочебоксарск- Ульяновск; объяснения водителя Косарева Н.Н.; схема автобусного маршрута "Ульяновск - Новочебоксарск" с оказанием опасных участков, линейных и дорожных сооружений, согласованной в 2006 году с ГИБДД Чувашской Республики и Ульяновской области.
Административный орган не доказал факт отсутствия в момент проверки у водителя Косарева Н.Н. схемы маршрута с указанием опасных участков дороги, а также необходимость ее согласования с органами ГИБДД Республики Татарстан. Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и состав в действиях Предприятия, не установлены.
Одновременно суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики о нарушении Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Из пояснений представителей управления Ушейкиной И.А. и Общества усматривается, что законный представитель общества 05.11.2007 был приглашен по телефону в Управление на 06.11.2007 для ознакомления с рапортом, поступившим с линии. В этот же день 06.11.2007 с его участием был составлен протокол об административном правонарушении. При этом признается несостоятельной позиция законного представителя Общества о том, что составление протокола об административном правонарушении стало для нее неожиданностью, поэтому она не могла никаких объяснений.
В соответствии с общим требованием статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В данном случае административный орган, придя к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, составил с участием его законного представителя протокол об административном правонарушении. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директору Общества разъяснялись, право дать объяснения по обстоятельствам совершения правонарушения предоставлялось, копия процессуального документа вручалась.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения ООО "МИЛТА" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики с учетом внесенных в него изменений в мотивировочную часть подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению судебного акта отсутствуют. Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.11.2007 по делу N А79-9315/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9315/2007
Истец: УГАДН по ЧР
Ответчик: ООО "Милта" г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4652/07