г. Владимир |
|
23 июня 2008 г. |
Дело N А79-637/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.06.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Чебоксары и закрытого акционерного общества "Бетон-740" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2008, принятое судьей Новожениной О.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" о признании недействительным распоряжения главы администрации города Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации г.Чебоксары - Степанов С.А. по доверенности от 25.04.2008 N 29/01-1327 сроком действия по 31.12.2008, Филиппова Т.Ф. по доверенности от 29.12.2007 N 29/01-3410 сроком действия по 31.12.2008;
закрытого акционерного общества "Бетон-740" - Эркенов А.У. по доверенности от 10.06.2008 N 21 сроком действия 1 год, Волков А.И. по доверенности от 04.05.2008 сроком действия 1 год, Сташина С.П. по доверенности от 27.11.2007 N 7 сроком действия 2 года;
общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" - Баранова Т.В. по доверенности от 24.08.2006.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" (далее - ООО "Чебоксарская птицефабрика") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения главы администрации г.Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р "О прекращении у АОЗТ "Автотранс" права аренды и предоставлении ЗАО "Бетон 740" земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2008 заявление частично удовлетворено и распоряжение администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.12.2007 N 4240-р "О прекращении у АОЗТ "Автотранс" права аренды и предоставлении ЗАО "Бетон 740" земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне" в части пунктов 4-7 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары и закрытое акционерное общество "Бетон 740" (далее - ЗАО "Бетон 740"), являющееся третьим лицом по делу, обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В судебном заседании представители заявителей апелляционных жалоб поддержали свои доводы, настаивали на отмене судебного акта арбитражного суда первой инстанции, фактически оспаривая законность решения суда первой инстанции в той части, которой удовлетворены требования ООО "Чебоксарская птицефабрика".
Представитель ООО "Чебоксарская птицефабрика" указал на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Названной статьей предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 того же Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 указанного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, заявление гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления соответствующих действий.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета. Компетентный орган исполнительной власти на основании заявления заинтересованного лица и приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Установлено по делу, что 04.12.2006 ЗАО "Бетон 740" обратилось к главе администрации г.Чебоксары с заявлением о выделении для строительства промышленного комплекса в г. Чебоксары земельного участка площадью не менее 10 га, ограниченного с одной стороны - дорогой - выезд из города на н.п. Лапсары, с другой - железной дорогой вдоль федеральной трассы Москва - Уфа и с третьей, Лапсарской промзоной.
31.01.2007 ЗАО "Бетон 740" обратилось к главе администрации г. Чебоксары с заявлением об увеличении площади испрашиваемого в аренду земельного участка в Лапсарской промзоне до 15 га за счет прилегающих свободных площадей.
27.07.2007 заместитель главы администрации г. Чебоксары утвердил проект границ формируемого земельного участка для проектирования и строительства завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций по адресу: г. Чебоксары, Ишлейское шоссе, Лапсарская промзона, площадью 85616 кв.м., в том числе 27869 кв.м. - из земель АОЗТ "Автотранс", 57748 кв.м. - из земель г. Чебоксары.
Территориальный отдел по г. Чебоксары Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике 31.10.2007 утвердил землепользователю - ЗАО "Бетон 740" - межевое дело в отношении земельного участка в кадастровом квартале 21:01:02 11 03 по адресу: г. Чебоксары, Ишлейское шоссе, Лапсарская промзона.
23.11.2007 глава администрации г.Чебоксары издал распоряжение N 4073-р "Об утверждении градостроительного плана и проекта границ земельного участка под проектирование завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне", которым утвержден градостроительный план земельного участка под проектирование завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне от 09.04.2007 NRUS21304000-24; проект границ земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне от 08.05.2007; ЗАО "Бетон 740" разрешено проектирование завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций на земельном участке по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне площадью 85616 кв.м.
06.12.2007 глава администрации г.Чебоксары издал распоряжение N 4240-р "О прекращении у АОЗТ "Автотранс" права аренды и предоставлении ЗАО "Бетон 740" земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне".
Пунктами 1-3 данного распоряжения с 15.04.2001 прекращено право аренды земельного участка площадью 3 га в Лапсарской промышленной зоне у АОЗТ "Автотранс"; признан утратившим силу с 15.04.2001 пункт 2 постановления главы администрации г. Чебоксары от 15.04.1996 N 639 "Об изъятии у ТОО "Инком-Союз" земельного участка площадью 1,22 га, расположенного в районе д. Вурманкасы и предоставлении взамен другого земельного участка его дочернему предприятию АОЗТ "Автотранс"; действие договора аренды от 19.12.1996 N251-Л признано прекращенным в связи с истечением срока.
Пунктом 4 распоряжения ЗАО "Бетон 740" из земель населенных пунктов предоставлен в аренду сроком до 31.12.2010 земельный участок площадью 85616 кв.м. в г. Чебоксары по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне для строительства завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций.
В пунктах 5-7 ЗАО "Бетон 740" поручено проведение мероприятий по осуществлению кадастрового учета земельного участка, заключению договора аренды земельного участка, его регистрации, получении разрешительной документации на строительство и заключению договора на санитарную уборку и благоустройство.
Согласно сообщению ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике от 07.04.2008 N 40 земельный участок площадью общей площадью 85616 кв.м. с кадастровым номером 21:01:021103:0053 по заявочному принципу поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2007.
12.01.2008 в газете "Чебоксарские новости" N 3 была размещена информация о планируемом строительстве ЗАО "Бетон 740".
14.01.2008 между администрацией г.Чебоксары и ЗАО "Бетон 740" заключен договор N 3/3649-Л аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:02 11 03:0053 общей площадью 85616 кв.м. для строительства завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций сроком до 31.12.2010.
28.01.2008 глава администрации г.Чебоксары издал распоряжение N 206-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Чебоксары от 23.11.2007 N 4073-р", согласно которому название распоряжения от 23.11.2007 N 4073-р дополнено словами "и предварительном согласовании места размещения" и пунктом следующего содержания "согласовать предварительно место размещения объекта - завода по производству товарного бетона и железобетонных конструкций по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне в утвержденных границах земельного участка".
ООО "Чебоксарская птицефабрика", полагая, что распоряжением главы администрации г.Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р нарушены нормы Земельного кодекса Российской Федерации и его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения незаконным.
Удовлетворяя заявление ООО "Чебоксарская птицефабрика", суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение главы администрации г.Чебоксары от 23.11.2007 N 4073-р принято с нарушением установленного законом порядка, а пункты 4-7 оспариваемого распоряжения от 06.12.2007 N 4240-р - с нарушением норм земельного законодательства. Суд сделал вывод о том, что земельный участок на момент предварительного согласования ЗАО "Бетон 740" места размещения объекта был сформирован и с учетом интереса к нему ООО "Чебоксарская птицефабрика" должен был выставляться на торги. Также, по мнению суда первой инстанции, в данном случае нарушаются права и законные интересы ООО "Чебоксарская птицефабрика" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку этому обществу созданы препятствия для участия получения земельного участка в аренду.
Однако суд апелляционной инстанции находит обоснованными апелляционные жалобы администрации г.Чебоксары и ЗАО "Бетон 740", а решение Арбитражного суда Чувашской Республики- подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требования о признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Отсутствие одного из указанных обстоятельств влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, и материалов дела установлено, что ООО "Чебоксарская птицефабрика" в установленном законом порядке в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства складов готовой продукции с холодильниками не обращалось.
Так, 17.05.2006 ООО "Чебоксарская птицефабрика" подало на имя главы администрации г. Чебоксары заявление о предоставлении в аренду всех имевшихся у ГУП ППФ "Лапсарская" земельных участков.
27.04.2007 ООО "Чебоксарская птицефабрика" ходатайствовало перед Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом о предоставлении в аренду земельного участка площадью 83628,0 кв.м, расположенного в Лапсарской промзоне, для сельскохозяйственного производства. При этом заявитель предлагал Комитету выставить данный земельный участок на торги в связи с наличием двух претендентов (ЗАО "Бетон 740" и ООО "Чебоксарская птицефабрика").
05.10.2007 ООО "Чебоксарская птицефабрика" обратилось к заместителю главы администрации г.Чебоксары с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка общей площадью 5,1392 га, расположенного в Лапсарской промзоне, для строительства складов готовой продукции с холодильниками.
ООО "Чебоксарская птицефабрика" не доказало нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Суд апелляционной инстанции считает, что они не нарушаются оспариваемым распоряжением, поскольку у заявителя по делу не возникли какие-либо права на предоставленный ЗАО "Бетон 740" земельный участок. В силу же статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предполагаемое субъективное право не подлежит судебной защите.
В рассматриваемом случае предоставленный ЗАО "Бетон 740" земельный участок на момент обращения этого общества в орган местного самоуправления сформирован и поставлен на кадастровый учет не был, поэтому не мог предоставляться по процедуре "без предварительного согласования места размещения объекта" даже при наличии интереса к нему других юридических лиц.
Фактические обстоятельства дела, изложенные выше, свидетельствуют о том, что администрацией г.Чебоксары была исполнена при предоставлении земельного участка ЗАО "Бетон 740" процедура "с предварительным согласованием места размещения объекта". Допущенные органом местного самоуправления нарушения в последовательности действий при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (опубликование информации в средствах массовой информации 12.01.2008, внесение 05.06.2008 дополнений в распоряжение главы администрации г.Чебоксары от 23.11.2007 N 4073-р об утверждении акта выбора земельного участка) устранены последующими действиями администрации г.Чебоксары, поэтому данное обстоятельство не может повлечь признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Позиция ООО "Чебоксарская птицефабрика" и выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, и постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в данном случае не подлежат применению.
Суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов ООО "Чебоксарская птицефабрика" в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основание к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по государственной пошлине при подаче заявления в суд первой инстанции при таких обстоятельствах на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, являются в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене судебного акта.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит отмене в части признания недействительными пунктов 4-7 распоряжения главы администрации г.Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р и взыскания с администрации г.Чебоксары в пользу ООО "Чебоксарская птицефабрика" расходов по государственной пошлине в сумме 2000 руб. с принятием в данной части нового судебного акта об отказе ООО "Чебоксарская птицефабрика" в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно указал на отсутствие правовых оснований для признания недействительными пунктов 1-3 оспариваемого распоряжения.
Одновременно судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО "Чебоксарская птицефабрика" подлежат взысканию в пользу каждого из заявителей апелляционных жалоб расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2008 по делу N А79-637/2008 отменить в части признания недействительными пунктов 4-7 распоряжения администрации г.Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р "О прекращении у АОЗТ "Автотранс" права аренды и предоставлении ЗАО "Бетон 740" земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне" и взыскания с администрации г. Чебоксары в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" 2000 (двух тысяч) руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 4-7 распоряжения администрации г. Чебоксары от 06.12.2007 N 4240-р "О прекращении у АОЗТ "Автотранс" права аренды и предоставлении ЗАО "Бетон 740" земельного участка по Ишлейскому шоссе в Лапсарской промзоне" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2008 по делу N А79-637/2008 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" в пользу администрации г. Чебоксары расходы по государственной пошлине в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская птицефабрика" в пользу закрытого акционерного общества "Бетон 740" расходы по государственной пошлине в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-637/2008
Истец: ООО "Чебоксарская птицефабрика"
Ответчик: Администрация г.Чебоксары
Третье лицо: ЗАО "Бетон-740"