г. Чита |
Дело N А10-808/08 |
"03" сентября 2008 г. |
-04АП-2051/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Министерства финансов Республики Бурятия
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2008 г. по делу N А10-808/08, по заявлению Муниципального учреждения "Управление по муниципальным закупкам к Министерству финансов Республики Бурятия о признании недействительным решения и предписания Комиссии Министерства финансов Республики Бурятия от 08.02.2008г., принятое судьей Л.Ю.Рабдаевой,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от МУ Управление здравоохранения Администрации г.Улан-Удэ: не явился, извещен;
от ОАО "Городские аптеки": не явился, извещен;
от ГП Республики Бурятия "Бурят-Фармация": не явился, извещен;
установил:
Муниципальное учреждение "Управление по муниципальным закупкам" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству финансов Республики Бурятия о признании недействительным решения и предписания Комиссии Министерства финансов Республики Бурятия от 08.02.08 г.
Решением от 13 мая 2008 г. суд заявленные требования Муниципального учреждение "Управление по муниципальным закупкам" удовлетворил, в обоснование указав, что конкурс был проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решения и предписание нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов Республики Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считают, что при проведении конкурса была нарушена установленная законом процедура рассмотрения конкурсных заявок. Так, Конкурсная комиссия безосновательно присваивала тот или иной высокий балл, без установленного порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Форма протокола не отвечает требованию Закона о размещении заказа. В нарушение требований части 10, 11 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ в муниципальном контракте отсутствуют условия об ответственности Поставщика за нарушение исполнения муниципального контракта.
Представитель заявителя в судебное заседание после перерыва не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается письменной распиской.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 05.08.2008г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Представитель МУ Управление здравоохранения Администрации г.Улан-Удэ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 27.08.2008.
Представитель ОАО "Городские аптеки" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 27.08.2008.
Представитель ГП Республики Бурятия "Бурят-Фармация" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 05.08.2008.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
10 декабря МУ "Управление по муниципальным закупкам" опубликовало объявление о проведении открытого конкурса. Предметом контракта являлось: обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей ЛПУ г. Улан-Удэ через сеть аптечных учреждений в г. Улан-Удэ. Начальная (максимальная), цена контракта - 20548041,68 руб.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение "Управление здравоохранения", адрес: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 23. тел. 21-55-86. Уполномоченным органом на размещение заказа: МУ "Управление по муниципальным закупкам", Конкурсная документация размещена на сайте.
Место и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе указано 15 января 2008 г., 10 час.00 мин., по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 2, зал заседаний Администрации Железнодорожного района. Дата рассмотрения заявок установлена 18 января 2008 г., подведение итогов: 23 января 2008 г., по адресу: г. Улан-Удэ, пр. 50-летия Октября, 46.
23 января 2008 г. подписан Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей г.Улан-Удэ через сеть аптечных учреждений.
Решением конкурсной комиссии присвоен порядковый номер 1 - ОАО " Городские аптеки".
Второй участник конкурса ГП РБ "Бурят-Фармация", не согласившись с данным решением, обжаловало его в Министерство финансов Республики Бурятия.
08.02.2008г. Комиссия Министерства финансов Республики Бурятия по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Бурятия, рассмотрев жалобу на действия конкурсной комиссии МУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении открытого конкурса по определению уполномоченной аптечной организации для обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей ЛПУ г. Улан-Удэ через сеть аптечных учреждений в г. Улан-Удэ, вынесла решение и предписание от 08.02.08 г.
Согласно данному решению жалоба признана обоснованной относительно критерия "сроки (периоды) оказания услуг с момента обращения" и признано, что конкурсной комиссией нарушены требования части 4 статьи 10 и пункту 3.1 части 3 статьи 60, части 8,9,10, 11 статьи 28 и подпункта "в" Пункта 1 части 3 статьи 25, части 1 0 , 1 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Отменены Протокол N 2 от 18.01.2008 г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и Протокол N 3 от 23.01.2008 г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе. Выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В оспариваемом предписании указано, что на основании пункта 1 части 9 статьи 17 Федерального закона МУ "Управление по муниципальным закупкам" аннулировать торги по определению уполномоченной аптечной организации для обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей ЛПУ г. Улан-Удэ через сеть аптечных учреждений в г. Улан-Удэ. В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ привлечь к административной ответственности лиц МУ "Управление по муниципальным закупкам", принявших в нарушение законодательства о размещении заказов решение о размещении муниципального заказа способом открытого конкурса. Представить в Министерство финансов Республики Бурятия в срок до 19.02.2008г. письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с названными решением и предписанием, Муниципальное учреждение "Управление по муниципальным закупкам" обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказа) Министерство финансов Республики Бурятия осуществляет внеплановые проверки при размещении заказов на территории Республики Бурятия для нужд Республики Бурятия и нужд муниципальных образований Республики Бурятия. При выявлении в результате проведения внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии Министерство финансов Республики Бурятия вправе выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Кроме того, в рамках главы 8 Закона о размещении заказа Министерство финансов Республики Бурятия на коллегиальной основе выносит решение по существу жалобы участника размещения заказа.
Приказом Минфина Республики Бурятия от 25.11.2007г. утвержден состав Комиссии по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Бурятия.
Согласно п. 1 и 2 ст. 10 Закона размещение заказа может осуществляться:
1)путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2)без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В данном случае Конкурс был проведен на оказание услуг аптечной организации для обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей ЛПУ г. Улан-Удэ.
Согласно п.3 ст. 10 Закона Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 Закона Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон) и п. 4.1.5. Порядка взаимодействия уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков при осуществлении закупок для муниципальных нужд г. Улан-Удэ способ размещения заказа определяется заказчиком.
Способ размещения заказа был установлен заказчиком и предметом конкурса являлось определение уполномоченной аптечной организации для обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам врачей ЛПУ г. Улан-Удэ через сеть аптечных учреждений в г. Улан-Удэ, что не противоречит закону.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом порядок оценки заявок на участие в конкурсе должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Поскольку такого порядка на момент проведения конкурса не был установлен, порядок был определен уполномоченным органом на проведение конкурса. Так, пунктом 2.29 конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на основе балльной системы. Определена шкала присвоения баллов, порядок присвоения заявке на участие в конкурсе первого номера. Также определены критерии оценок и удельные веса этих критерий. При этом оценка и сопоставление заявок на участие осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения муниципального контракта в соответствии с критериями, установленными документацией.
Таким образом, Комиссия оценивала, сопоставляла заявки и присваивала баллы участникам конкурса в установленном порядке.
Участники конкурса предложили разные условия исполнения контракта. ОАО "Городские аптеки" предложило отпуск лекарственных средств в момент обращения (за исключением дорогостоящих редковостребованных лекарств - в течение 1 дня). ГП РБ "Бурят-Фармация" - в случае поступления заявки от заказчика, аптека осуществляет отпуск в момент обращения согласно перечню лекарственных средств в рамках подписанного графика отгрузки.
При размещении заказа на определение аптечной организации, через сеть которую должны поставляться лекарственные средства населению, заказчик, конкурсная комиссия исходили из того, что после заключения муниципального контракта с победителем конкурса, последний без участия заказчика должен осуществлять отпуск лекарственных средств населению. Напротив, условия по поставке ГП РБ "Бурят-Фармация" возлагают на заказчика обязанности по направлению заявки поставщику, согласовывать и подписывать график отгрузки, что является неудобным и нецелесообразным при реализации лекарственных средств населению. Следовательно, при наличии этих разных условий, при их сопоставлении, комиссия присвоила наиболее высокий балл ОАО "Городские аптеки", предложившее наилучшие условия исполнения контракта по данному критерию (пункт 2 статьи 28 Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 28 Закона протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе содержит сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки. В протоколе оценки от 23 января сведения о решении каждого члена комиссии содержались (приложение N 1 к протоколу оценки и сопоставления).
В соответствии с частью 11 статьи 28 Закона протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Размещение данных актов в день их подписания не нарушает прав и законных интересов участников конкурса и не может служить основанием для аннулирования результатов конкурса.
Согласно п. 9 ст. 28 Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 4 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации.
Одной из задач конкурсной комиссии при оценке заявок является определение степени выгодности каждой заявки относительно других.
Согласно п.3.1 ст.60 Закона заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
В соответствии частью 9 статьи 26 N 94-ФЗ конкурсная комиссия обязана вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов. Ведение аудиозаписи процедур рассмотрения и оценки и сопоставление заявок на участие в конкурсе законом не предусмотрена.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 N 94-ФЗ была представлена аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участи в конкурсе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса, при оценке и сопоставлении заявок соответствуют требованиям действующего законодательства и обоснованно удовлетворил заявленные требования..
Доводы ответчика о том, что в контракте не предусмотрена ответственность исполнителя, не могут быть приняты во внимание.
В пункте 4.3. контракта предусмотрено, что стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Такая ответственность, в частности предусмотрена статьей 332 Гражданского кодекса РФ, статьей 9 Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Кроме того, из пояснений заявителя следует, что контракт фактически исполнен на 50% и продолжается его дальнейшее исполнение.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с Министерства финансов Республики Бурятия за рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.05.2008г., принятое по делу N А10-808/08, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия без удовлетворения.
2.Взыскать с Министерства финансов Республики Бурятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-808/08
Заявитель: МУ "Управление по муниципальным закупкам"
Ответчик: Министерство финансов РБ
Третье лицо: ОАО "Городские аптеки", МУ Управление здравоохранения, Межрайонная ИФНС России N2 по Республике Бурятия , ГП РБ "Бурят-Фармация"