г. Пермь
31 марта 2009 г. |
Дело N А50-21001/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.
судей Богдановой Р.А., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя ГУ ОПФ РФ в Еловском районе Пермского края - Вандышевой Е.Н. по доверенности N 3 от 12.01.2009 года,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю - Бусовиковой Л.Ю. по доверенности от 9.10.2008 года
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 января 2009 года
по делу N А50-21001/2008,
принятое судьей Алексеевым А.Е.
по заявлению ГУ ОПФ РФ в Еловском районе Пермского края
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю
о признании недействительным решения,
установил:
Отдел Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Еловском районе Пермского края обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 07-28/666 от 18.11.2008 года, принятого Межрайонной ИФНС N 8 по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что суд без достаточных оснований придал территориальному органу Пенсионного фонда РФ статус органа государственной власти, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии у него права на освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительных документах.
Заявитель с апелляционной жалобой не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривает, ссылаясь на то, что органы пенсионного фонда осуществляют функции органа государственной власти, вследствие чего имеют права на освобождение от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений в учредительных документах.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Еловском районе Пермского края является юридическим лицом (л. д. 17).
На основании п. п. "г" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется при представлении документа об уплате государственной пошлины, в связи с чем заявитель по чеку-ордеру от 28.12.2005 N 30761 (л. д. 13) уплатил госпошлину в сумме 400 рублей за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Полагая, что Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Еловском районе Пермского края фактически выполняет функции органа государственной власти и управления, и в силу п. п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 29.10.2008 заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России N 8 по Пермскому краю с заявлением о возврате государственной пошлины за регистрацию учредительных документов (л. д. 11-12).
Налоговый орган отказал в удовлетворении заявления решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 18.11.2008 N 07-28/666, указав, что органы Пенсионного Фонда РФ не могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений учредительных документов организации на основании п.п. 10 п. 1 ст. 335.35 НК РФ, поскольку не являются органами государственной власти. В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27.12.1991 Пенсионный фонд Российской является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (л. д. 8).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пенсионный Фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения и фактически осуществляют функции органа государственной власти и управления.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является федеральным сбором.
На основании п.п. 1 п.1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 7 ст. 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
На основании п.п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления - за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.
В соответствии ст. ст. 143, 144 БК РФ Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав и граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной думы" указано, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных в законе пенсий, и что данные полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является исполнительным органом государственной власти, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии у учреждения в 2005 году права на освобождение от уплаты госпошлины на основании п.п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявителем соблюдены все необходимые требования статьи 333.40 НК РФ и главы 12 НК РФ.
Факт уплаты государственной пошлины в сумме 400 рублей документально подтвержден заявителем и инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа налогового органа заявителю в возврате излишне уплаченной государственной пошлины являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 января 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21001/2008-А17
Истец: ГУ УПФ РФ в Еловском районе Пермского края
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1721/09