г. Владимир |
|
21 января 2009 г. |
Дело N А43-26376/2007-26-527 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2008
по делу N А43-26376/2007-26-527,
принятое судьей Новиковой Н.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат N 2"
о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 19.07.2007 N 2/8496-АБ,
при участии:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - не явились (уведомление N 02823);
от открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат N 2" - не явились (уведомления NN 02822, 02834),
и установил:
открытое акционерное общество "Домостроительный комбинат N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган) от 19.07.2007 N 2/8496-АБ об отказе в возврате государственной пошлины в общей сумме 1 140 000 руб. за регистрацию 152 договоров участия в долевом строительстве, обязании Управления немедленно после вступления решения в законную силу принять решение о возврате государственной пошлины в указанной сумме и передать в Управление Федерального казначейства по Нижегородской области платежное поручение о перечислении Обществу суммы 1 140 000 руб.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, необходимость взимания государственной пошлины за государственную регистрацию договоров долевого участия в строительстве вытекает из статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; к моменту регистрации данных договоров ипотека была уже зарегистрирована бесплатно при регистрации первого договора долевого участия.
Как считает Управление, судом первой инстанции не исследовался вопрос, в каком размере должна взиматься государственная пошлина за регистрацию договора участия в долевом строительстве, тогда как Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.01.2008 N 294-О-П не указал на то, что регистрация таких договоров должна производиться без взимания государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, а решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции, в 2006-2007 годах при государственной регистрации 152 договоров о долевом участии в строительстве жилого дома N 20 в микрорайоне 13 по Сормовскому шоссе в Московском районе г. Нижнего Новгорода (адрес строительный) Общество уплатило государственную пошлину в размере 7500 руб. за регистрацию каждого договора, общая сумме составила 1 140 000 руб.
18.06.2007 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в указанной сумме за совершение регистрационных действий, приложив оригиналы 152 платежных поручений об оплате государственной пошлины.
Письмом от 19.07.2007 N 2/8496-АБ Управление со ссылкой на пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2006 N 03-06-03-03/31 отказало Обществу в возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Посчитав отказ Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; данный договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (части 1 и 3 статьи 4).
Из статьи 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" во взаимосвязи с его статьей 16 следует, что для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве необходима уплата государственной пошлины.
Способы обеспечения исполнения обязательств по договору определены в статье 12.1 Федерального закона N 214-ФЗ, согласно которой одним из таких способов является залог в порядке, предусмотренном статьями 13-15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 214-ФЗ в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.
Залог недвижимости, как следует из статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", возникает либо из договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке), по которому одна сторона - кредитор по обязательству (залогодержатель) имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к другой стороне - должнику по этому обязательству (залогодателю) из стоимости заложенного недвижимого имущества, либо на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств.
По смыслу приведенных законоположений залог в пользу участников долевого строительства является залогом недвижимого имущества (ипотекой), возникающим в силу закона, а не договора, и в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" как обременение прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, однако без представления отдельного заявления и без уплаты государственной пошлины.
Относительно права собственности на объект долевого строительства, в отношении которого заключается договор участия в долевом строительстве, то, поскольку в момент оформления обязательственных отношений сторон этого договора самого объекта не существует, оно возникнет у участника долевого строительства по окончании строительства соответствующего объекта недвижимости, сдачи его в эксплуатацию и только после этого подлежит самостоятельной регистрации и оплачивается государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
При отсутствии в действующем правовом регулировании норм, определяющих размеры и порядок уплаты госпошлины за регистрацию договора участия в долевом строительстве, разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о необходимости уплаты при государственной регистрации данного договора государственной пошлины в размерах, аналогичных размерам, установленным в подпункте 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, по существу означают введение органом исполнительной власти правового регулирования в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым действие данного Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, возникающих в сфере налогов и сборов, арбитражные суды не связаны разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации, которые не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 294-О-П по запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 333.18, подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно данной позиции Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 2 статьи 333.18, подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как предполагающие уплату государственной пошлины за регистрацию договора участия в долевом строительстве в установленном подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размере.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15.01.2008 N 294-О-П на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения Управления от 19.07.2007 N 2/8496-АБ об отказе Обществу в возврате государственной пошлины в сумме 1 140 000 руб. за регистрацию 152 договоров участия в долевом строительстве и обоснованно удовлетворил требования заявителя по делу.
На основании изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2008 по делу N А43-26376/2007-26-527 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26376/2007-26-527
Истец: ОАО "Домостроительный комбинат N2"
Ответчик: УФРС по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4566/08