02 марта 2009 г. |
Дело N А48-4000/08-8 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,
при участии:
от ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский": Степкин О.Д. юрисконсульт, доверенность N 419 от 11.03.2008 года;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области: Шишкина Т.М. главный государственный инспектор, доверенность N 4 от 05.11.2008 года;
от ООО "Орелрегионгаз": Столярова О.В. начальник юридического отдела, доверенность N 04-21/09 от 11.01.2009 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2008 года по делу N А48-4000/08-8 по заявлению ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, с участием третьего лица - ООО "Орелрегионгаз" о признании незаконным решения от 01.07.2008 года N036-08/02 А3.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отраднинский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - УФАС по Орловской области) от 01.07.2008 года N 036-08/02 АЗ незаконным.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2008 года по делу N А48-4000/08-8 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение, считая его незаконным. При этом заявитель жалобы сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" доводы апелляционной жалобы поддержал, указав, что нормами действующего законодательства поставщику установлено минимальное количество объема газа, выделяемого по лимиту, что не ограничивает право поставщика предоставлять потребителю больший объем, считая, что ООО "Орелрегионгаз" нарушило антимонопольное законодательство в результате навязывания Обществу невыгодных условий договора, ссылаясь на то, что Общество вынуждено приобретать дополнительные объемы газа по более высокому тарифу. Также представитель сослался на то обстоятельство, что не было уделено должного внимания тому, что ТЭЦ комбината осуществляет отопление социальной сферы.
УФАС по Орловской области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считая доводы апелляционной жалобы ошибочными, а решение арбитражного суда законным и обоснованным, ссылаясь на то, что доказательств понуждения со стороны ООО "Орелрегионгаз" заявителем не представлено, а также на то, что требование договора со стороны ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" о покупке всего объема газа необходимого для осуществления хозяйственной деятельности по регулируемым ценам не соответствует нормам действующего законодательства.
ООО "Орелрегионгаз" возражало против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что со стороны ООО "Орелрегионгаз" не было нарушения антимонопольного законодательства, ссылаясь при этом на то, что ООО "Орелрегионгаз" в соответствии с нормами действующего законодательства заключило договор поставки газа по регулируемым (оптовым) ценам в том объеме, который был зафиксирован в договоре поставки газа на 2007 год, а также на то, что договоры на поставку газа на 2008 год заключены со всеми сахарными заводами Орловской области на одинаковых условиях.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" и ООО "Орелрегионгаз" заключен договор на поставку газа N 4-2165 от 01.12.2004 года, согласно указанному договору определен объем поставляемого газа, который ООО "Орелрегионгаз" обязывалось поставить, а ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" обязывалось принять указанный газ и оплатить его стоимость.
В дополнительном соглашении к договору поставки газа N 4-2165 от 01.12.2004 года стороны пришли к соглашению о продлении договора поставки газа на 2007 год и согласовали общий объем поставляемого газа на 2007 года в количестве 10000 тыс. куб.м.
Дополнительное соглашение N 1/2007 от 01.12.2006 года о продлении срока действия договора на 2007 года было подписано сторонами без разногласий.
При заключении долгосрочного договора поставки газа на 2008-2012 гг. между ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" и ООО "Орелрегионгаз" возник спор в части объемов ежегодного газопотребления. В проекте договора для ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" был установлен ежегодный объем поставки газа в количестве 10000 тыс. куб.м.
Согласно п. 5.1 указанного договора цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ссылаясь на недостаточность объемов поставляемого газа, ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" направило в ООО "Орелрегионгаз" протокол разногласий, в котором предложило согласовать ежегодный объем поставки газа на 2008-2009 гг. в размере 29 млн. куб.м., в 2010-2012 гг. - в размере 30 млн. куб.м.
В ответ на данный протокол разногласий ООО "Орелрегионгаз" направило заявителю протокол согласования разногласий, согласно которому пункт 2.1 оставлен в редакции поставщика.
Посчитав действия ООО "Орелрегионгаз" злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг поставки газа, в части навязывания условий договора, ставящих Общество в невыгодное положение, являющимся нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области было возбуждено дело N 036-08/02 А3 по признакам нарушения ООО "Орелрегионгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения возбужденного дела, 04.07.2008 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области вынесено решение о прекращении рассмотрения дела N 036-08/02 А3, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО "Орелрегионгаз".
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд Орловской области полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, и правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу Указа Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов). В ст. 8 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" также указано, что Правительство РФ наделено в области газоснабжения такими полномочиями, как установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 333), утверждены "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения).
Пунктом 15.1 Основных положений установлено, что оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) с потребителями, приобретающими газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам), определяются по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
В соответствии с п. 15.3 Основных положений поставщики реализуют газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Договор поставки газа N 4-2165 от 01.08.2007 года предусматривает поставку газа по оптовым ценам в том же объеме, что и по ранее заключенному договору поставки N 4-2165 от 01.12.2004 года продленному дополнительным соглашением N1/2007 от 01.12.2006 года до 31.12.2007 года и составляет 10000 тыс. куб.м.
При заключении долгосрочного договора поставки газа N 4-2165 от 01.08.2007 года ООО "Орелрегионгаз" реализовало обязанность по поставке ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" объема поставляемого газа зафиксированного в договоре поставки газа на 2007 год.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 г. N 155-э "Об утверждении положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021", принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 333 Федеральной службе по тарифам поручено утвердить положения, определяющие формулу цены газа, особенности и периодичность расчета оптовых цен на газ по формуле цены газа, перечень показателей, необходимых для проведения расчета, принципы их формирования, источники исходных данных для проведения расчета и перечень необходимых материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности;
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 04.12.2007 года N 403-э/1 утверждены оптовые цены на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения, а также за исключением газа, реализуемого потребителям Российской Федерации, в отношении которого применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021). Согласно приложению 1 к указанному приказу для Орловской области оптовая цена поставляемого газа составляет 1784 рубля за 1000 куб.м. газа - минимальная оптовая цена.
Пунктом 3 приказа от 04.12.2007 года N 403-э/1 установлены предельные минимальные и предельные максимальные оптовые цены на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021. Согласно приложению 3 к указанному приказу для Орловской области диапазон оптовых цен составляет от 1784 рубля за 1000 куб.м. до 2676 рублей за 1000 куб.м.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что требование общества при обращении в УФАС с жалобой на действия ООО "Орелрегионгаз" направлено на то, чтобы не покупать по более высоким ценам объем газа превышающий объем, установленный договорами поставки на 2007 год.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушение закона со стороны ООО "Орелрегионгаз" заключается в не выделении по минимальной оптовой цене необходимого для осуществления хозяйственной деятельности объема газа, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку согласно действующему законодательству недостающие объемы газа, превышающие договорные объемы, поставщик (ООО "Орелрегионгаз") продает в соответствии с дополнительными соглашениями по ценам, определяемым по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 333 ОАО "Газпром" утвердило на 2008 год базовый объем газопотребления для Орловской области в таком же количестве, как и на 2007 год. Указанный объем газопотребления не может быть изменен по требованию ООО "Орелрегионгаз", о чем свидетельствуют следующие документы представленные в материалы дела:
- факсограмма ООО "Межрегионгаз" N ИД-18/395 от 14.11.2006 г., согласно которой для поставки газа потребителям Орловской области на 2007 год выделено 1664,2 млн. куб.м. газа. При этом указано, что при заключении договоров не допускается превышение выделенных на область объемов газа;
- факсограмма ООО "Межрегионгаз" N ИД-11/215 от 10.07.2007 г., согласно которой для заключения долгосрочных договоров с потребителями Орловской области из ресурсов ОАО "Газпром" в 2008-2012 гг. выделено 1664,2 млн. куб.м. газа.
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства предусмотрено право поставщика предоставлять потребителю больший объем газа, чем выделяется по лимитам, также не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно представленным в материалы дела договорам поставки газа, заключенными ООО "Орелрегионгаз" со всеми сахарными заводами Орловской области на 2008-2012 гг., все договоры заключены на одинаковых условиях, исходя из объемов газа, зафиксированных в договорах на 2007 год. На этом основании арбитражным судом обоснованно сделан вывод о том, что действия ООО "Орелрегионгаз" по выделению обществу договорных объемов газа не ставят ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, то есть состав нарушения, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (создание дискриминационных условий), отсутствует.
Ссылка общества на то, что арбитражный суд не принял во внимание то обстоятельство, что ТЭЦ сахарного комбината осуществляет отопление социальной сферы села Отраднинское Мценского района Орловской области, также не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку арбитражным судом сделан верный вывод о том, что ни Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162, ни Основные положения, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают установления каких-либо преимуществ при распределении объемов газопотребления для коммерческих организаций, осуществляющих теплоснабжение социальной сферы, в том числе населения.
Долгосрочный договор поставки газа N 4-2165 от 01.08.2007 года на ежегодную поставку в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2012 г. в объеме 10000 тыс. куб.м. сторонами подписан.
Доказательства, подтверждающие факт навязывания невыгодных условий договора со стороны ООО "Орелрегионгаз" в материалах дела отсутствуют, в суд апелляционной инстанции также не представлены.
Согласно ст. 40 Федерального закона "О защите конкуренции", для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Поскольку в ходе рассмотрения дела комиссией не установлено в действиях ООО "Орелрегионгаз" признаков нарушения антимонопольного законодательства, УФАС правомерно приняло решение о прекращении рассмотрения дела.
С учетом изложенного, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о соответствии оспариваемого решения о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, основания для отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2008 года по делу N А48-4000/08-8 отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 333.32. Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2008 года по делу N А48-4000/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Сахарный комбинат "Отраднинский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В. А. Сергуткина |
Судьи |
Е. А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4000/08-8
Заявитель: ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский"
Ответчик: УФАС по Орловской области
Третье лицо: ООО "Орелрегионгаз"
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-86/09