г. Чита |
Дело N 19-11509/2007-61 |
"_26_"_ февраля 2008 г.
04АП-249/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 18 февраля 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бурковой О.Н., судей Куклина О.А., Григорьевой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бурковой О.Н.
при участии
представители сторон отсутствуют, уведомлены
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Заместителя прокурора Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2007 года по делу N А19-11509/2007-61
принятого судьей Кшановской Е.А.
по иску заместителя прокурора Иркутской области к Администрации Иркутского районного муниципального образования, Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутское"
о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки,
и установил: заместитель прокурора Иркутской области обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Иркутского районного муниципального образования, Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Иркутское" о признании недействительным договора N 23 от 15 марта 2007 года по оказанию жилищно-коммунальных услуг и компенсации выпадающих доходов и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ООО "Иркутское" в бюджет Иркутского районного муниципального образования 1 987 533 руб.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказался от исковых требований в части применения последствий недействительности ничтожной сделки, в связи с этим производство по делу в указанной части определением арбитражного суда от 28 августа 2007 года прекращено.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2007 года в удовлетворении требований заместителя прокурора Иркутской области отказано.
Истец, не согласился с решением суда, обжаловал данный судебный акт в порядке апелляционного производства. При этом указал на то, что судебный акт является незаконным и необоснованным в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права. Заявитель считает, что договор N 23 от 15 марта 2007 года заключен с нарушением требований ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ФЗ "О защите конкуренции". Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представители лиц, участвующих в деле извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается без участия представителей сторон в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представителем ответчика - Администрации Иркутского районного муниципального образования представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несостоятельность довод жалобы. На момент заключения оспариваемого договора единственным поставщиком услуг по выработке тепловой энергии, водоснабжению, водоотведению на объектах недвижимости, переданных по договору от 02.06.2006г. N 17 аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Иркутского районного муниципального образования выступило ООО "Иркутское". Просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Иркутское" выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы и указало на то, что нарушений антимонопольного законодательства при размещении заказа у единственного поставщика допущено не было.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 15 марта 2007 года между Иркутским районным муниципальным образованием и ООО "Иркутское" заключен договор по оказанию жилищно-коммунальных услуг и компенсации выпадающих доходов. Из пункта 1.1 данного договора следует, что предметом договора является оказание жилищно-коммунальных услуг на территории муниципальных образований поселений Мамонского, Усть-Кудинского, Уриковского, а также возмещение заказчиком, являющемся регулирующим органом, устанавливающим тарифы на территории указанных муниципальных образований выпадающей части доходов предприятия, определяемых как разница между тарифами экономически-обоснованными и тарифами, установленными как комплекс услуг, предоставляемых предприятием населению.
Пунктом 3.1 указанного договора установлено, что источниками финансирования исполнения договора являются получаемые "исполнителем", бюджетные средства, предусмотренные в районном бюджете Иркутского районного Муниципального образования на компенсацию выпадающих расходов от предоставления услуг ЖКХ в сумме 3 635 994 руб.
Кроме этого, материалами дела установлено, что 02 июня 2006 года Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района и ООО "Иркутское" заключили договор N 17 аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Иркутского района. Согласно условиям договора арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование, в том числе с правом внесения неотъемлемых улучшений, объекты недвижимости - коммунальную инфраструктуру, тепловые сети, котельные, для использования в целях, в соответствии с конструктивным назначением объектов, указанных в приложении N 1 к договору.
Полагая, что договор N 23 от 15 марта 2007 года по оказанию жилищно-коммунальных услуг и компенсации выпадающих доходов заключен с нарушением ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ФЗ "О защите конкуренции", заместитель прокурора обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 10 ФЗ от 21.07.2007г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения в условиях естественных монополий, что закреплено в статье 55 названного закона.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий ( ст. 1 Федерального закона "О естественных монополиях").
Из статьи 3 ФЗ "О естественных монополиях" следует, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Суд первой инстанции, разрешая спор по настоящему делу пришел к правильному выводу о том, что нарушений антимонопольного законодательства при заключении договора N 23 от 15.03.2007г. допущено не было и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом, обоснованно указал на то, что на услуги водоснабжения и водоотведения, в условиях естественной монополии в силу специфичности таких услуг и технологических особенностей оказания подобного рода услуг, отсутствует конкуренция, а это в свою очередь влечет невозможность применения иного способа размещения заказа, кроме как размещение заказа у единственного поставщика.
Согласно договору аренды N 17 от 02.06.2006г. ответчику - ООО "Иркутское" были переданы объекты (коммунальная инфраструктура, буровые скважины, водокачки, водонапорные башни и системы, инженерные сети, сети теплоснабжения) для использования в социально-полезных целях по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Договором N 23 от 15.03.2007г. установлено, что на ООО "Иркутское" возложены обязанности по управлению жилищным фондом, предоставлению жилищно-коммунальных услуг на территории муниципальных образований поселений Мамонского, Усть-Кудинского, Уриковского. Таким образом, деятельность ответчика, направленная на предоставление услуг во исполнение обязательств по договору N 23 от 15.03.2007г. осуществляется на арендованных объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Иркутского районного муниципального образования.
Из материалов настоящего дела следует, что на момент заключения оспариваемого договора ООО "Иркутское" являлось единственным поставщиков коммунальных услуг, владеющим оборудованием и инженерными сооружениями, коммуникациями, позволяющими оказывать соответствующие услуги на территории Мамонского, Усть-Кудинского, Уриковского муниципальных образований, доказательства обратного истцом не представлено. Следовательно, в данном случае подлежит применению положение, закрепленное статьей 55 ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регламентирующее случаи размещения заказа у единственного поставщика.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом при вынесении судебного акта сделаны выводы с правильным применением ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, кроме этого нарушений норм ФЗ "О защите конкуренции" и норм антимонопольного законодательства апелляционной инстанцией не установлено.
Довод апелляционной жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку доказательства в подтверждение факта нарушение требований ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ФЗ "О защите конкуренции" при заключении договора N 23 от 15 марта 2007 года заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2007 года по делу N 19-11509/2007-61 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11509/07
Истец: Прокурор Иркутской области, Администрация Иркутского районного МО
Ответчик: ООО "Иркутское"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-249/08