г. Томск |
Дело N 07АП-5901/08 |
"20" октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Ждановой,
судей: В.А.Журавлевой, Н.А. Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.А.Журавлевой
при участии в заседании:
от заявителя: Хромина А.В. по доверенности N 8 от 10.10.2008 г., Троякова А.К. по доверенности N 09 от 10.10.2008 г.,
от ответчика: Печенина О.В. по доверенности от 01.03.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск,
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 29 августа 2008 года по делу N А02-831/2008
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, к Обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки", с. Майма,
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Алтай (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (далее - ООО "Пассажирские перевозки", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 29 августа 2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 августа 2008 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, так как выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: на момент проведения мероприятий по государственному контролю директором ООО "Пассажирские перевозки" являлась Архипова Т.В., в связи с чем Управлением не нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представители Управления доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней по основаниям.
Представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 29.07.2008 г. по 12.08.2008 г. государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок УГАДН по Республике Алтай проведена внеплановая проверка в отношении лицензиата - ООО "Пассажирские перевозки".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения в деятельности Общества:
- аттестация механиков Блинова В.А., Дерябина Г.Н., Анохина А.Б., проведена с нарушением требований п.3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11 и зарег. Минюстом РФ 18.04.1994 г. N 548;
- табель учета рабочего времени ведется не по установленной форме, что является нарушением требований Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
- установленная форма журнала учета ДТП отсутствует, что является нарушением требований приложения к приказу Минтранса России от 02.04.1996 г. N 22;
- ежемесячная сверка с территориальным отделом внутренних дел сведений о ДТП с участием принадлежащих им (лицензиату) автобусов не организована, что является нарушением требований п. 18 "Правил учета дорожно-транспортных происшествий", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. N 657;
- не предоставлена на обслуживаемые маршруты N 2, N 5, N 6, N 9, N 111, N 122, N 132 г. Горно-Алтайска и его пригорода, соответствующие паспорта, что является нарушением требований установленных: п.18 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200; п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.95 г. N 27, зарег. Минюстом РФ 14.05.1997 г. N 1302; п.5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.95 г. N 27 и зарег. Минюстом РФ 09.06.95 г. N 868;
- автобус марки HYUNDAI-AEROTOWN, государственный регистрационный знак AA133RUS04, осуществлял перевозки пассажиров и их багажа (маршрут N 911 г. Барнаул - г. Горно-Алтайск - с. Артыбаш) с нарушением требований п.п. 94-95 правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 г. N 176;
- автобус марки HYUNDAI-AEROTOWN, государственный регистрационный знак AA133RUS04 (год изготовления - 1999, с числом мест 23+1), используемый на междугородных автобусных маршрутах, не оборудован тахографом - контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя, что является нарушением требований п.5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 08.11.1997 г. N 2 и зарег. Минюстом РФ 14.05.1997 г. N 1302;
- должным образом не обеспечено и не организовано ведение и оформление пyтевых листов, что является нарушением требований постановления Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78;
- ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки, проводится лицами (механики Блинов В.А., Дерябин Г.Н., Анохин А.Б.), не имеющими необходимой квалификационной компетентности, что является нарушением требований п.1 Квалификационных требований, yтвержденных приказом Минтранса России от 22.06.1998 г. N 75 и зарег. Минюстом РФ 22.07.1998 г. N 1563.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения в суд с заявлением о привлечении ООО "Пассажирские перевозки" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований, принял по существу правильное решение.
В части 3 статьи 14.1 Кодекса установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административное наказание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) (статья 2 названного Закона).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 г. N 402, лицензионными условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом определяются в выдаваемой лицензии и регламентированы Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Признавая указанное постановление недействительным, суд первой инстанции исходил из нарушения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, являющимся обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и невозможности устранения допущенных при рассмотрении дела об административном правонарушении существенных недостатков.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении, установлены ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ: при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; указанны лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В целях КоАП законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25. 4 КоАП РФ).
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях судам следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Следуя материалам дела, протокол об административном правонарушении от 12 августа 2008 года составлен в присутствии Архиповой Татьяны Владимировны.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что Архиповой Т.В. были представлены полномочия на представление интересов Общества и участие по конкретному административному делу по факту нарушения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а также о том, что она является директором ООО "Пассажирские перевозки" на момент составления протокола об административном нарушению
Ссылку апеллянта в части подтверждения полномочий Архиповой Т.В. на подписание ею документов как директором ООО "Пассажирские перевозки", а также на приказ от 01.04.2004 года о назначении Архиповой Т.В. директором Общества (л.д.104, т.1) апелляционный суд находит несостоятельной в силу следующего.
Согласно представленных заявителем и представителем Общества апелляционному суду соответственно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и основных сведений о юридическом лице, физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (ООО "Пассажирские перевозки") с 14.02.2006 года является Полозовский Владимир Иванович (п.10.7 Устава Общества); доказательств, свидетельствующих о том, что учредитель указанного Общества Архипова Т.В. является законным представителем Общества, Управление не представлено; согласно Устава Общества, учредители Общества также не наделены такими полномочиями; вопрос о полномочиях Архиповой Т.В. при составлении протокола не исследовался.
При этом административный орган, обязанный в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ доказывать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности, не представил в материалы дела доказательств извещения юридического лица о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, а равно о направлении протокола по делу (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ) об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности; извещения его о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.4, 29.5 КоАП РФ).
Следовательно, административным органом не приняты меры по уведомлению Общества и предоставлению ему возможности принять участие в составлении протокола об административном правонарушении с реализацией гарантий прав, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, и рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 (в редакции от 26.07.2007г.) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможностью устранения этих нарушений при рассмотрении дела.
Поскольку законный представитель юридического лица и само юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, не извещены надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности, которые носят существенный характер, так как нарушены законные права и интересы данного юридического лица, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права при принятии судом первой инстанции обжалуемого решения, не установлено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 августа 2008 года по делу N А02-831/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-831/2008
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Пассажирские перевозки"