18 августа 2008 г. |
N А48-1936/07-15(6) |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 18.08.2008г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
при участии:
от ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет": Мятечкиной Е.Н., юрисконсульта, доверенность N 184 от 24.01.2008г., паспорт серии 54 03 N 601405 выдан 28.07.2003г.,
от УФНС России по Орловской области: Барабановой А.Н., специалиста-эксперта, доверенность N 07-10/11601 от 08.10.2007г., удостоверение УР N 344051 действительно до 31.12.2009г., Титовой Н.В., специалиста 1 разряда, удостоверение УР N 343906 действительно до 31.12.2009г.,
от Финансового управления администрации г. Орла: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
от Департамента финансовой политики Орловской области: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" и УФНС России по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2008 года по делу N А48-4462/07-15(6) (судья Пронина Е.Е.) по заявлению ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" к УФНС России по Орловской области о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непредставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество и обязании предоставить отсрочку,
УСТАНОВИЛ:
ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия УФНС России по Орловской области, выразившегося в отказе предоставить отсрочку по уплате земельного налога и налога на имущество, а также об обязании налогового органа предоставить отсрочку по уплате земельного налога до 30.12.2007г., по уплате налога на имущество до 26.06.2007г. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.07.2007г. заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе предоставить отсрочку по уплате земельного налога и налога на имущество, кроме того, налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате земельного налога за 2 квартал 2006 года в сумме 1082480 руб. до 30.12.2007г. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007г. решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непредставлении отсрочки по уплате налога на имущество; в части обязания налогового органа предоставить отсрочку по уплате земельного налога за 2 квартал 2006 года в сумме 1082480 руб. за период с 06.10.2006г. по 30.12.2007г.; в части прекращения производства по делу по требованию об обязании налогового органа предоставить отсрочку по налогу на имущество до 26.07.2007г.
Указанным постановлением также отказано в удовлетворении требований ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" об обязании налогового органа предоставить отсрочку по уплате налога на имущество в сумме 3800400 руб. до 05.10.2006г. Требования об обязании предоставить отсрочку по уплате земельного налога в сумме 1082480 руб. за период с 06.10.2006г. по 30.12.2007г., налога на имущество в сумме 3800400 руб. за период с 06.10.2006г. по 26.07.2007г. оставлены без рассмотрения.
Постановлением ФАС Центрального округа о 28.02.2008г. решение Арбитражного суда Орловской области от 16.07.2007г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007г. по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
При новом рассмотрении дела, ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие УФНС России по Орловской области, выразившееся в непредставлении отсрочки: по уплате земельного налога на срок до 05.10.2006г. в сумме 10 094,6 тыс. руб., в том числе: за 1 квартал 2006 г. - 5047,3 тыс. руб., за 2 квартал 2006 г. - 5047,3 тыс. руб.; по уплате налога на имущество на срок до 05.10.2006г. в сумме 3800,4 тыс. руб., в том числе: за 1 квартал 2006 г. - 1900,2 тыс.руб., за 2 квартал 2006 г. - 1900,2 тыс. руб., обязать налоговый орган предоставить отсрочку по уплате земельного налога и налога на имущество в испрашиваемой сумме в порядке ст. 201 АПК РФ, заявив при этом ходатайство о восстановлении срок подачи заявления о признании незаконным бездействия УФНС России по Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2008г. заявленные требования удовлетворены. ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" восстановлен пропущенный срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия УФНС России по Орловской области. Бездействие УФНС России по Орловской области, выразившееся в непредставлении ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество признано незаконным. Суд обязал УФНС России по Орловской области устранить допущенные нарушения.
Определением от 06.06.2008г. по указанному делу Арбитражный суд Орловской области по заявлению УФНС России по Орловской области разъяснил принятое 19.05.2008г. решение, указав на то, что УФНС России по Орловской области, получив заявление Орел ГТУ от 22.05.2006г. о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество за 1, 2 кварталы 2006 г. в нарушение требований налогового законодательства допустило бездействие, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении отсрочки либо об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 64 Налогового кодекса РФ.
Учитывая установленную законом процедуру рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате налога, а именно согласование соответствующих решений с финансовыми органами, суд, на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения указал на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения, имея ввиду обязанность УФНС России по Орловской области рассмотреть заявление ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" от 22.05.2006г. по существу и принять соответствующее решение (о представлении отсрочки либо об отказе в предоставлении отсрочки) в установленном законом порядке.
УФНС России по Орловской области и ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" не согласились с указанным решением суда первой инстанции и обратились с апелляционными жалобами.
При этом УФНС России по Орловской области в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов мотивировочной части оспариваемого решения его резолютивной части, в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2008 г. по настоящему делу и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" в апелляционной жалобе просит изменить мотивировочную часть оспариваемого решения, а также его резолютивную часть, дополнив ее указанием на обязание ответчика предоставить заявителю отсрочку по уплате земельного налога в сумме 10094,6 тыс. руб. на срок до 5 октября 2006 г. и налога на имущество в сумме 3800,4 тыс. руб. на срок до 5 октября 2006 года.
В судебном заседании 25.07.2008г. объявлялся перерыв до 01.08.2008г. (с учетом выходных дней).
В судебное заседание не явились Финансовое управление администрации г. Орла и Департамент финансовой политики Орловской области, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие третьих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей УФНС России по Орловской области и ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" отсутствуют, апелляционная жалоба УФНС России по Орловской области подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 78 Федерального закона N 189-ФЗ от 26.12.2006г. "О федеральном бюджете на 2006 год" средства на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в связи с изменением законодательства РФ о налогах и сборах с 1 января 2006 г. были зарезервированы в составе расходов федерального бюджета на 2006 года. Государство приняло на себя обязательства по уплате указанных налогов для государственных вузов федерального подчинения.
Ввиду задержки финансирования из федерального бюджета расходов на уплату земельного налога и налога на имущество ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" в соответствии со ст. 64 НК РФ обратилось в УФНС России по Орловской области с заявлением N 946 от 27.04.2006г. о предоставлении отсрочки по уплате налога на землю за 1, 2 кварталы 2006 г. в общей сумме 3560,35 тыс. руб., налога на имущество за 1, 2 кварталы 2006 г. в общей сумме 10069,8 тыс. руб. до 05.10.2006г. (т.1, л.д.69).
Вместе с данным заявлением в налоговый орган были представлены сметы доходов и расходов федерального бюджета на 2006 год, копия письма ФНС N ММ-15-19/377 от 05.04.2006г., копия письма Федерального агентства по образованию N 10-55-1804/1008 от 10.04.2006г. В письме от 10.04.2006г. Федеральное агентство по образованию рекомендовало образовательным учреждениям обращаться в налоговые органы за предоставлением отсрочки. В письме от 05.04.2006г. Федеральная налоговая служба России также разъясняла порядок обращения с указанным заявлением.
Рассмотрев заявление налогоплательщика от 27.04.2006г., УФНС России по Орловской области 04.05.2006г. письмом сообщило следующее: порядок предоставления отсрочки и перечень документов, в том числе и форма заявления, установлены в ст. 64 НК РФ и Порядком организации работы по предоставлению отсрочек, рассрочек, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утвержденный Приказом ФНС России от 30.03.2005г. N САЭ-3-19/127.
Учитывая, что налогоплательщиком не представлены следующие документы: поручительство; документ, подтверждающий наличие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ; справка налогового органа о состоянии расчетов с бюджетами, а также справка о представленных ранее отсрочках, рассрочках; обязательств налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение изменение срока уплаты; копия устава; баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, УФНС России по Орловской области отказало ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" в предоставлении отсрочки по уплате налога землю и налога на имущество, указав при этом, что при наличии полного пакета документов заявитель имеет право повторно предъявить их для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате налогов (т.1, л.д.72).
22.05.2006г. налогоплательщиком повторно представлено заявление N 1142 о предоставлении отсрочки по уплате налога на землю за 1,2 кварталы 2006 г. в общей сумме 3800,4 тыс. руб., налога на имущество за 1,2 кварталы 2006 г. в общей сумме 10094,6 тыс. руб. до 05.10.2006г. (т. 1, л.д. 70) с приложением следующим документов: обязательства о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, копии письма ФНС N ММ-15-19/377 от 05.04.2006г., копии письма Федерального агентства по образованию N 10-55-1804/10-08 от 10.04.2006г., копии письма Федерального агентства по образованию N 10-55-2605/1008 от 16.05.2006г., копии Устава ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", справки о состоянии расчетов с бюджетами по налогам и сборам, баланса исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета по состоянию на 01.01.2006г.
Рассмотрев данный пакет документов налоговый орган письмом от 29.05.2006г. N 10-17/04600 повторно уведомил налогоплательщика о необходимости представления недостающих документов для принятия решения о предоставлении отсрочки по уплате налогов, а также указал на то, что учреждение должно представить полный пакет документов по каждому налоговому органу, где находятся его филиалы, а по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на землю и налога на имущество Карачевскому филиалу Орел ГТУ следует обратиться в налоговый орган по месту регистрации данного филиала.. При предоставлении вышеуказанных документов Управление рассмотрит вопрос о предоставлении отсрочки по уплате налогов (т. 1, л.д. 73-74).
28.06.2006г. налогоплательщик направил копию письма Федерального агентства по образованию от 20.06.2006г. N 10-55-4336/10-08 и справки из налоговых инспекций о состоянии расчетов с бюджетами по налогам и сборам. Однако документы об имуществе, которое может являться предметом залога, либо поручительство представлены не были, о чем ему сообщил налоговый орган в письме от 05.07.2006г. N 10-17/06334.
Полагая, что бездействие налогового органа, выразившегося в непредставлении отсрочки по уплате налогов, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения заявления судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно п. 1.1. Устава, Орловский государственный технический университет является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения. В силу п. 1.3 Устава учредителем Университета является Правительство РФ, полномочия учредителя осуществляет Министерство образования РФ.
ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, расположенные по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 29 и ул. Скворцова, д. 5.
Исходя из ст. 388 НК РФ, п. 3 Постановления Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005г. N 77/811-ГС "Об установлении земельного налога", ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" является налогоплательщиком земельного налога. При этом, как следует из реестра для расчета земельного налога на 2006 год, имеющегося в материалах дела, общая сумма земельного налога за данный период составляет 20189,2 тыс.руб.
Имея на балансе имущество, перечень которого приведен в реестре для расчета налога на имущество бюджетных учреждений и в соответствии со ст. 373 НК РФ, Законом Орловской области от 25.11.2003г. N 364-03 "О налоге на имущество организаций" ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" является налогоплательщиком налога на имущество, сумма которого за 2006 год составила 7335,4 тыс.руб.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период времени) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации; 6) основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт2 ст.64 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 64 НК РФ установлено, что если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
Согласно п. 5 ст.64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Пунктом 6 ст. 64 НК РФ установлено, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
При отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подп. 1 или 2 п. 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст.64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
В п. 9 ст. 64 НК РФ четко указано, что решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. При наличии оснований, указанных в подп. 1 или 2 п. 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица (п. 10 ст.64 НК РФ).
Пунктом 12 ст. 64 НК РФ определено, что законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" первично обратилось в УФНС России по Орловской области с заявлением об отсрочке от 27.04.2006г. N 946.
В соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ уполномоченный орган должен был в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении, которые должны были быть согласованы с финансовыми органами.
УФНС России по Орловской области письмом от 04.05.2006г. указало на то, что налогоплательщиком не представлены документы установленные законом для принятия решения, в связи с чем, в предоставлении отсрочки по уплате налога на землю и налога на имущество за 1,2 кварталы 2006 г. было отказано.
22.05.2006г. налогоплательщик повторно обратился в УФНС России по Орловской области с заявлением N 1141 об отсрочке по уплате налога на имущество за 1,2 кварталы 2006 г. в сумме 3800400 руб., по налогу на землю за 1, 2, кварталы 2006 г. в общей сумме 10094600 руб.
Таким образом, Управление в силу п. 6 ст. 64.НК РФ по указанному заявлению до 22.06.2006г. обязано было принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении, которые, также должны были быть согласованы с финансовыми органами
Вместе с тем, налоговый орган письмом от 29.05.2006г. уведомил налогоплательщика о том, что представлен неполный пакет документов для рассмотрения вопроса о принятии решения об отсрочке. При этом, УФНС России по Орловской области не делает четкого вывода об отказе в предоставлении отсрочки и возврате документов для повторного обращения, а наоборот указывает на то, что при представлении дополнительных документов вопрос о рассрочке будет рассмотрен.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что п. 6 ст. 64 НК РФ установлен месячный срок со дня получения заявления заинтересованного лица для принятия решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении, в указанный срок, УФНС России по Орловской области не приняло какого либо решения по заявлению налогоплательщика от 22.05.2006 г. о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество за 1, 2 кварталы 2006 года, то имеет место незаконное бездействие УФНС России по Орловской области.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что при оценке того, нарушило ли данное бездействие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно право ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" на получение отсрочки по уплате указанных в заявлении налогов, следует исходить из того, какими документами располагал налоговый орган на момент истечения месячного срока принятия указанных решения и подтверждали ли эти документы право заявителя на получения такой отсрочки.
Проанализировав нормы п.п.2 п.2 ст.64, п.5 ст.64 и п.7 ст.64 НК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что одним из условий для предоставления налогоплательщику отсрочки является наличие информации о конкретной сумме недофинансирования.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.05.2008 г. по делу N А48-3033/07-2.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в налоговый орган заявителем было представлено только одно письмо от 20.06.2006 года с указанием на то, что за первый квартал 2006 г. сумма компенсации на уплату налогов составит: по налогу на имущество - 1833000 руб., по налогу на землю - 5047000 руб.. Сумму недофинансирования за второй квартал заявитель считает такую же как и за первый. Однако в материалы дела не представлено документа, свидетельствующего о сумме недофинансирования за 2-й квартал 2006 г. по спорным налогам. Более того, указанное письмо от 20.06.2006 г. представлено в налоговый орган уже после истечения срока на принятие какого-либо решения по заявлению от 22.05.2006 г.
В материалах дела имеются реестры для расчета земельного налога и налога на имущество за 2006 год. По мнению заявителя, данные реестры были представлены в Управление для подтверждения расчетов по налогам и в доказательство сумм недофинансирования.
Однако судом первой инстанции установлено, что данные реестры не являлись приложением ни к одному письму Орел ГТУ, касающемуся предоставления отсрочки по земельному налогу и налогу на имущество за 1, 2 кварталы 2006 года. Доказательств обратного заявителем не представлено, тогда как представитель Управления в судебном заседании пояснил, что указанные реестры не поступали и не рассматривались при решении вопроса о предоставлении отсрочки.
Указанные реестры были направлены в Управление 24 мая 2007 года с сопроводительным письмом N 1329 (т.2 л.д.66) уже после принятия Арбитражным судом Орловской области заявления, рассматриваемого в рамках настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, что реестры расчетов налогов на момент обращения заявителя в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки еще не были утверждены по смете Федеральным агентством по образованию.
Для государственных образовательных учреждений процесс согласования с главным распорядителем средств федерального бюджета подлежащих уплате сумм налогов является обязательным.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения Орел ГТУ с заявлением о предоставлении отсрочки (22.05.2006 г.), Федеральное агентство по образованию еще не утвердило смету расходов и поэтому не могло указать конкретную сумму недофинансирования.
Не могут быть приняты в качестве доказательств недофинансирования за 1 и 2 кварталы 2006 года по налогу на имущество и земельному налогу письма Федерального агентства по образованию от 18.01.2007 г., от 27.03.2007 г., от 12.04.2007 г., от 13.10.2006 г., от 13.11.2006 г. (т.1 л.д.62-67), поскольку данные письма получены Орел ГТУ позднее даты обращения в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки от 22.05.2006 г., и соответственно, не рассматривались налоговым органом.
Кроме того, в силу п. "ж" ст. 4 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени (далее - Порядок), являющегося приложением N 1 к Приказу ФНС от 30.03.2005г. N САЭ-3-19/127 (действующего в спорный период времени до 01.01.2007г.) (далее - Приказ) в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также пени в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются документы, перечисленные в данной статье, в частности документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.
Нормы налогового законодательства, действующего на момент подачи заявления о представлении отсрочки, не содержали исключения для образовательных учреждений в случае обращения с заявлением о предоставлении отсрочки по основанию недофинансирования по региональным и местным налогам в части непредставления документов об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительстве.
Исключение содержалось в п. 2.3 Приказа по уплате федеральных налогов и сборов по основаниям указанным подп. 1, 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, а по основаниям, предусмотренным подп. 3-5 п. 2 ст. 64 НК РФ необходимо было представить поручительство предусмотренное п. 1 ст. 74 НК РФ.
По уплате региональных и местных налогов Приказ никаких исключений не содержал.
Только Приказом от 21.11.2006г. N САЭ-3-19/798@, действующим с 01.01.2007г. предусмотрено освобождение лиц, обратившихся за отсрочкой ли рассрочкой по уплате региональных и местных налогов по основанию, указанному в подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ (недофинансирование) от представления документов об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Залог имущества, поручительство, в силу ст. 72 НК РФ являются способами исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1 ст.73 в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.
Согласно п. 2 ст. 335 ГК РФ залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.
Как видно из пункта 8.1 Устава Орел ГТУ, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, находящееся на его балансе, закреплено за университетом, на праве оперативного управления. Согласно п. 8.2 Устава выделенные земельные участки закреплены в постоянное бессрочное пользование.
Данное положение соответствует ч. 1 и ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
В силу п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
На основании п. 8.6 Устава университет несет перед собственником и учредителем ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним в оперативном управлении имущества.
Таким образом, в связи со статусом налогоплательщика как государственного образовательного учреждения он не обладает имуществом, которое может выступать предметом залога.
Однако, согласно п. 2 ст. 73 НК РФ залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
В п. 2 ст. 74 НК РФ указано, что в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный, срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
Поручительство в силу ст. 364 ГК РФ представляет собой обязательство поручителя перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязанности полностью или в части.
Пунктом 5 ст. 74 НК РФ также установлено, что поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Таким образом, в силу изложенных норм, поручителем может выступить любое юридическое или физическое лицо.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обращаясь с заявлением от 22.05.2006 г. о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество за 1, 2 кварталы 2006 года, Орел ГТУ в установленном порядке не подтвердило факт недофинансирования из федерального бюджета указанных налогов в спорных суммах, а также не представило документов об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для принятия в установленный месячный срок решения о предоставлении отсрочки.
В связи с этим, бездействие налогового органа по непринятию такого решения не могло нарушить права заявителя на предоставление отсрочки по уплате спорных налогов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия УФНС России по Орловской области, выразившегося в непредставлении отсрочки по уплате земельного налога на срок до 05.10.2006г. в сумме 10094,6 тыс.руб., в том числе за 1 квартал 2006 года - 5047,3 тыс.руб., за 2 квартал 2006 года - 5047,3 руб. и по уплате налога на имущество на срок до 05.10.2006г. в сумме 3800,4 тыс.руб., в том числе за 1 квартал 2006 года - 1900,2 тыс.руб., за 2 квартал 2006 года - 1900,2 тыс.руб. и обязании налогового органа предоставить указанную отсрочку по уплате земельного налога и по уплате налога на имущество отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба УФНС России по Орловской области подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2008г. по делу N А48-1936/07-15(6) подлежит отмене.
В удовлетворении требований ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" надлежит отказать.
Апелляционная жалоба ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине в силу ст.110, 112 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы по госпошлине в сумме 1000 руб., понесенные УФНС России по Орловской области при обращении с апелляционной жалобой, подлежат взысканию с ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", находящегося по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 29 в пользу УФНС России по Орловской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу УФНС России по Орловской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2008 года по делу N А48-1936/07-15(6) отменить.
В удовлетворении требований ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" о признании незаконным бездействия УФНС России по Орловской области, выразившегося в непредставлении отсрочки по уплате земельного налога на срок до 05.10.2006г. в сумме 10094,6 тыс.руб., в том числе за 1 квартал 2006 года - 5047,3 тыс.руб., за 2 квартал 2006 года - 5047,3 руб. и по уплате налога на имущество на срок до 05.10.2006г. в сумме 3800,4 тыс.руб., в том числе за 1 квартал 2006 года - 1900,2 тыс.руб., за 2 квартал 2006 года - 1900,2 тыс.руб. и обязании налогового органа предоставить указанную отсрочку по уплате земельного налога и по уплате налога на имущество отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет" отказать.
Взыскать с ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", находящегося по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, д. 29 в пользу УФНС России по Орловской области расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб.
На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Скрынников |
Судьи |
М.Б.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1936/07-15(6)
Заявитель: ГОУ ВПО "ОГТУ"
Ответчик: УФНС России по Орловской области
Третье лицо: Финансовое Управление администрации г. Орла, Департамент финансовой политики Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2921/08