г. Томск |
Дело N 07АП-6476/08 |
"20" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.И. Ждановой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.,
при участии:
от заявителя: Филиппова Ю.В. по доверенности от 28.10.2008 г.,
от ответчика: Артамонова В.В. по доверенности N 218/07-2008 от 21.07.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томская нефтегазовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области от 24 сентября 2008 года
по делу N А67-3289/08 (судья А.В. Шилов)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская нефтегазовая компания" к Департаменту предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
о признании недействительным ответа N АТ-05-920 от 23.06.2008 г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томская нефтегазовая компания" (далее - ОАО "Томская нефтегазовая компания", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным ответа Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области N АТ-05-920 от 23.06.2008 г. об отказе в предоставлении лесных участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24 сентября 2008 года требования заявителя удовлетворены частично. Ответ Департамента N АТ-05-920 от 23.06.2008 г. признан недействительным в части нарушений, указанных в п.п. 1 абз. 2, п.п. 3 абз. 2, п.п. 4 абз. 2 (за исключением незаверенных копий кадастровых планов земельных участков), абз. 3.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томская нефтегазовая компания" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 24 сентября 2008 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме по следующим основаниям:
- суд первой инстанции не дал оценки тому факту, что Департамент фактически имел намерение понудить Общество получить в аренду лесные участки большей площади, чем предусмотрено законом с целью получения больших арендных платежей;
- материалы архивного дела N 336 от 09.04.2008 г. не могут считаться допустимыми и достоверными доказательствами;
- Департамент не вправе был принимать решение об отказе в предоставлении лесных участков в аренду при получении с заявлением вместо выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ее копии, а должен был возвратить заявителю документы с обоснованием причин возврата.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Томская нефтегазовая компания" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований заявителя, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 24 сентября 2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Томская нефтегазовая компания", зарегистрировано 28.08.2002 г. в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по г. Томску за ОГРН 1027000858917.
Общество осуществляет разведку и добычу нефти в пределах Западно-Ключевского участка недр в соответствии с лицензией ТОМ 12338 НЗ (т.1, л.д. 139-140).
Участки недр, предоставленные ОАО "ТНГК", расположены в Каргасокском районе. При осуществлении разработки месторождения полезных ископаемых Общество осуществило строительство линейного объекта (трубопровода) - "Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхнее-Салаткого месторождения", протяженностью 54 350 погонных метров.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет (т.1, л.д. 63-78).
ОАО "ТНГК" ввело данный объект в эксплуатацию и зарегистрировало право собственности (т.1, л.д. 62).
Общество направило в Департамент заявки для заключения договоров аренды лесных участков на участки, занятые наземными объектами линейного объекта (трубопровода) для его эксплуатации.
Письмом N AT-05-432 от 07.04.2008 г. Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Обществу было отказано в предоставлении лесных участков в аренду (т.1, л.д. 95-96).
ОАО "ТНГК" обратилось в Департамент предпринимательства и реального сектора экономики Томской области с заявлением исх. N 188 от 09.04.2008г. (т.1, л.д.45-46) с требованием предоставить в аренду лесные участки общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:0999, 70:06:0100026:6472 по наземным объектам "Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения".
Одновременно с заявлением была направлена претензия исх. N 189 от 09.04.2008 г. (т.1, л.д. 47-51), в которой Общество предлагало Департаменту рассмотреть новое заявление о предоставлении в аренду лесного участка, содержащее исправления недочетов, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду, вынести в течение 10 дней соответствующее распоряжение и заключить договор аренды.
Департамент в ответ на претензию направил письмо исх. N AT-05-554 от 23.04.2008 г. (т.1, л.д. 52-55), в котором выразил сомнения в правильности обоснования цели и вида использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду, а также предложил представить дополнительные документы.
ОАО "ТНГК" письмом от 30.04.2008г. уведомило Департамент о том, что никаких иных документов дополнительно представлять не будет.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области направил в адрес Общества ответ 23.06.2008 г. за исх. N AT-05-920 в виде отказа в предоставлении в аренду лесных участков.
ОАО "ТНГК" считая, что решение Департамента об отказе в предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами 70:06:0100026:6472 и 70:06:0100027:3999 принято с нарушением пункта 2 статьи 264, 271 ГК РФ, статей 25,43,45,71,74 Лесного кодекса РФ, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Таким образом, субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество ввело в эксплуатацию Внутрипромысловый нефтепровод, его место нахождение: Томская область, Каргасокский район, Западно-Ключевское нефтяное месторождение, объект N 3. Право собственности на данное сооружение оформлено в установленном законом порядке, о чем Обществу 13.11.2006 г. выдано свидетельство серии 70 АБ N 023603 (т.1, л.д. 62).
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм Лесного кодекса в регулировании арендных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Требования, предъявляемые к заявлению и прилагаемым к нему документам, установлены в пунктах 13-15 Правил.
Из пункта 16 Правил следует, что заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю, в том числе в связи с нарушением требований, установленных пунктами 13 - 15 Правил (п.п. "б").
Из письма от 23.06.2008 г. N AT-05-920 следует, что для отказа в предоставлении лесных участков послужили следующие основания:
- в нарушение подпункта "б" п.13 Правил в заявлении не указаны сведения о местоположении и площади каждого лесного участка, который предполагается взять в аренду в соответствии с требованиями ст. 69 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ (подп. 1 абз. 2);
- в нарушение подпункта "а" п.14 Правил к заявлению не приложена выписка из ЕГРЮЛ (приложена копия);
- в нарушение п. 15 Правил, копия Приложения 1, которая относится к нотариальной заверенной копии лицензии на право пользования недрами, не заверена в установленном порядке (подп. 2 абз. 2);
- копии кадастровых планов земельных участков под номерами: 70:06:0100026:6472 и 70:06:0100027:3999, Свидетельства о государственной регистрации права серии 70 АБ N 023603, технического сооружения "Внутрипромысловый нефтепровод", составленного по состоянию на 11.07.2005 г., не заверены в установленном порядке (подп. 3 абз. 2);
- в нарушение подпункта "в" пункта 13 Правил не были представлены документы, подтверждающие размещение на лесных участках сооружения трубопровода (абз. 3).
Таким образом, Департаментом были установлены нарушения требований пунктов 13-15 Правил, предъявляемых к заявлению и прилагаемым к нему документам, что в силу п.п. "б" пункта 16 Правил является основанием для возвращения документов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил к заявлению прикладывается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, Правилами не предусмотрено представление копии выписки из ЕГРЮЛ.
На основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" после осуществления государственной регистрации регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство). В соответствии с пунктом 7 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438, одновременно с документом, подтверждающим факт внесения в Единый государственный реестр записи, заявителю выдается (направляется) выписка из государственного реестра, то есть официальный документ налогового органа.
Из заявления ОАО "ТНГК" от 09.04.2008 г. N 188 следует, что в нарушение п.п. "а" пункта 14 Правил к указанному заявлению была приложена копия выписки из ЕГРЮЛ, а не сама выписка, что не отрицается Обществом в апелляционной жалобе.
На основании чего, суд первой инстанции обоснованно признал ссылку Департамента на нарушение п.п. "а" пункта 14 Правил правомерной.
Кроме того, основанием отказа послужило также и то, что в нарушение пункта 15 Правил, предусматривающего заверение копий документов в установленном порядке, копии приложенных к заявлению кадастровых планов указанных земельных участков не заверены.
В соответствии с пунктом 2.1.29 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 г. N 28, копией является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Пунктом 2.1.30 указанного стандарта установлено, что заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
В ГОСТе Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации", утвержденном постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. N 65-ст, предусмотрены порядок и форма заверения копий различных видов документов. Так, в подпункте 3.26 названного ГОСТа установлено, что при заверении соответствия копии документа подлиннику проставляют заверительную надпись "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
В суде первой инстанции Департаментом представлено на обозрение архивное дело N 336 от 09.04.2008 г. по заявлению ОАО "ТНГК" о предоставлении в аренду лесного участка.
Суд исследовал архивное дел и установил, что копии кадастровых планов земельных участков не содержат названных реквизитов, то есть не могут считаться надлежащим образом заверенными копиями.
Таким образом, ссылка Департамента на нарушения пункта 15 Правил в отношении копий кадастровых планов земельных участков правильно признана судом первой инстанции обоснованной.
Доводы Общества о том, что материалы архивного дела N 336 от 09.04.2008 г. не могут считаться допустимыми и достоверными доказательствами не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Частью 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Как следует из материалов дела, документы из архивного дела, которые исследовались судом первой инстанции, подтверждают обстоятельства дела, установленные судом, и содержат в себе сведения, соответствующие действительности, следовательно, ОАО "ТНГК" в своих доводах необоснованно указало, что они являются недостоверными и недопустимыми доказательствами.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя при подаче заявления о предоставлении лесных участков в аренду обязанности по предоставлению кадастровых планов земельных участков отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу п.п. "г" пункта 14 Правил по усмотрению заявителя им могут прилагаться иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона, которые в соответствии пунктом 15 Правил должны быть заверены надлежащим образом.
Заявитель указывает на то, что Департамент не вправе был принимать решение об отказе в предоставлении лесных участков в аренду, а должен был возвратить заявителю документы с обоснованием причин возврата.
Как следует из оспариваемого ответа Департамента, Обществу сообщается о возврате поданных им документов и указываются его основания.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативных правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при рассмотрении дел данной категории, необходимо проверить соответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также установить факт нарушения данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответ Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области N АТ-05-920 от 23.06.2008 г. об отказе в предоставлении лесных участков в аренду в оспариваемой в апелляционной жалобе части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, в том числе и в части оценки обоснованности порядка определения площади лесного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) - "Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхнее-Салаткого месторождения", поскольку ответ Департамента N АТ-05-920 от 23.06.2008 г. не содержит понуждение Общества к заключению договора аренды на лесные участки большей площади.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, для переоценки которых у суда апелляционной инстанции нет оснований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Общество заявило ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, которое было удовлетворено до ее рассмотрения.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ОАО "Томская нефтегазовая компания" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 24 сентября 2008 года по делу N А67-3289/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Томская нефтегазовая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3289/08
Истец: ОАО "Томская нефтегазовая компания"
Ответчик: Департамент предпринимательства и реального сектора экономики
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6476/08