г. Пермь
22 октября 2008 г. |
Дело N А60-10420/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2008 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Карповой Т.Е., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.Б.,
при участии в судебном заседании:
от истца ОАО "Уралмонтажавтоматика" - Антошин М.А. (паспорт 6501 896452, доверенность от 25.07.08),
от ответчика Администрации города Екатеринбурга - Жолобова А.Ю. (паспорт 6508 346818, доверенность от 25.12.07)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - ОАО "Уралмонтажавтоматика"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2008 года
по делу N А60-10420/2008,
принятое судьей Абозновой О.В.
по иску ОАО "Уралмонтажавтоматика"
к Администрации города Екатеринбурга
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
ОАО "Уралмонтажавтоматика" (истец) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации города Екатеринбурга (ответчик) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью 8790 кв.м., с кадастровым номером 66:41:07 03 008:0068, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Автоматики, 5
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.08 (резолютивная часть от 04.08.08) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда от 11.08.08 не согласен, в апелляционной жалобе указывает на то, что является собственником зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке, отчуждение зданий и сооружений из государственной собственности произведено в ходе приватизации ОАО "Уралмонтажавтоматика", цена выкупа земельного участка должна быть определена с учетом положений ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.01 N 137-ФЗ в редакции ФЗ от 24.07.07 N 212-ФЗ и Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.07 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.07 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка по этой цене является необоснованным.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что правоотношения по выкупу земельного участка возникли до введения в действие ФЗ от 24.07.07 N 212-ФЗ выкупная цена земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления о выкупе в уполномоченный орган - исходя из положений Постановления Правительства Свердловской области от 01.02.02 N 71-ПП, изменение подхода к решению вопроса об определении выкупной цены приведет к нарушению принципа равного положения участников гражданских отношений по выкупу земельных участков
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует:
04.12.06 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка под имеющиеся здания и сооружения, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, пер. Автоматики, 5.
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 22.01.07 N 149 утвержден проект границ земельного участка N 9203 из земель поселений площадью 8790 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Автоматики, 5. Указанный земельный участок предоставлен ОАО "Уралмонтажавтоматика" в собственность за плату под существующие здания и сооружения.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26.12.07 земельный участок площадью 8790 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Автоматики, 5, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:41:07 03 008:0068.
17.03.08 истец направил ответчику для подписания проект договора купли-продажи этого земельного участка с указанием его выкупной стоимости 2 606 177 руб. 90 коп.
Письмом от 05.05.08 ответчик отклонил указанный проект договора и предложил истцу подписать договор купли-продажи с указанием выкупной стоимости земельного участка 14 855 213 руб. 83 коп.
Отсутствие соглашения о выкупной стоимости земельного участка явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости определения выкупной цены земельного участка на дату подачи заявления о выкупе земельного участка.
Пунктами 5, 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции от 16.10.06) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо обращается с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двух недельный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного орган с момента подачи юридическим лицом заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупная цена должна определяться по состоянию на дату подачи такого заявления.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На момент подачи истцом заявления о выкупе земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Автоматики, 5, его стоимость подлежала определению на основании постановления Правительства Свердловской области от 01.02.02 N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (в редакции от 07.09.05 N 735-ПП), решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.05 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург", и составляла 14 855 213 руб. 83 коп.
Новой редакцией п. 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей с 30.10.07, установлено, что до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.07 N 1046-ПП утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или право собственности на которые не разграничено, при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
В соответствии с указанным порядком цена испрашиваемого земельного участка составила 2 606 177 руб. 90 коп.
Поскольку выкуп земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является правом, а не обязанностью собственников объектов недвижимости, расположенных на этом участке, понуждение истца к заключению договора на условиях, на которые он не согласен, противоречит п. 1 ст. 421 ГК РФ.
Следовательно, истец вправе отказаться от выкупа земельного участка на условиях заявки, поданной 04.12.06, и направить ответчику заявку о выкупе земельного участка по цене, предусмотренной ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.07), постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.07 N 1046-ПП, с приложением необходимых документов.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 11.08.08 не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2008 года по делу N А60-10420/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.Е. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10420/2008-С2
Истец: ОАО "Уралмонтажавтоматика"
Ответчик: Администрация г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7557/08