г. Пермь
24 декабря 2008 г. |
Дело N А50-11167/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковцевой Т. В.,
судей Соларевой О.Ф., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевой А.В.,
при участии:
от истца Администрации г. Перми - Попов К.Ю., доверенность N 11-01-43-2061 от 22.05.2008 года,
от ответчика Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю - Калашникова Л.Ф., доверенность N 01-06-08/272 от 19.12.2007г., доверенность N 12-18/3 от 09.01.2008 г.,
от ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления внутренних дел по Пермскому краю - не явились.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда суд Пермского края
от 24 октября 2008 года
по делу N А50-11167/2008, принятое судьей Гладких Д.Ю.
по иску Администрации г. Перми
к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю
о взыскании убытков в размере 18 372 445 руб.,
установил:
Администрация города Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании 18 372 445 руб. убытков, причиненных бюджету г. Перми в связи с исполнением судебных решений о взыскании денежных средств на приобретение жилья сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.10.2008 года исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации г. Перми взысканы убытки в сумме 18 372 445 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 000 руб.
Ответчик Министерство финансов РФ в лице УФК по Пермскому краю, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 участковые уполномоченные милиции входят в структуру милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования. Из судебных решений следует, что должность участковых уполномоченных милиции финансируется из средств городского бюджета. Ссылается на то, что получателем бюджетных средств является ГУВД Пермской области.
Администрацией г.Перми представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, изменить решение суда первой инстанции в части формулировки резолютивной части: "взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации" на "взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации".
МВД РФ и ГУВД по Пермскому краю представили совместный отзыв, указывают на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем Министерства финансов РФ в лице УФК по Пермскому краю, поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
МВД РФ и ГУВД по Пермскому краю в судебное заседание представителей не направили, от последнего поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно решениям судов, вступивших в законную силу, на Администрацию города Перми возложена обязанность в предоставлении жилого помещения в натуре сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий:
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02.03.2005 года возложена обязанность предоставить Ануфриеву Александру Васильевичу отдельное благоустроенное жилое помещение не менее 8 кв. м.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23.11.2007 года изменен способ и порядок исполнения решения от 02.03.05 года с администрации г. Перми в пользу Ануфриева А.В. взыскана сумма 1789200 руб., а также судебные расходы в сумме 800 руб.
Платежным поручением N 9577 от 01.02.2008г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 23.11.2007г. в сумме 1790000 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 23.12.2005г. возложена обязанность - предоставить Гилазееву Наилю Фалиховичу на семью из четырех человек отдельную квартиру в пределах города Перми жилой площадью не менее 32 кв. м.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения от 03.11.2004г., с администрации г. Перми в пользу Гилазеева Н.Ф. взыскано
2 738 370 руб.
Платежным поручением N 9578 от 01.02.2008 г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 25.09.2007г. в сумме 2738370 руб.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Перми от 12.05.2006г. возложена обязанность - предоставить Белоноговой Татьяне Витальевне благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек по нормам предоставления жилой площади.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Свердловского районного суда г. Перми от 05.12.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения от 12.05.2006 года, с администрации г. Перми в пользу Белоноговой Т.В. взыскано 1643400 руб.
Платежным поручением N 55986 от 11.03.2008 г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 05.12.2007г. в сумме 1643400 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 02.02.2007г. возложена обязанность - предоставить Мусину Нафису Разифовичу отдельную благоустроенную квартиру по установленной законом норме в черте г. Перми.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 03.10.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения от 02.02.2007г., с администрации г.Перми в пользу Мусина Н.Р. взыскано 1650000 руб.
Платежными поручениями N 534 от 17.01.2008г. и N 454037 от 27.12.2007г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 03.10.2007г. в общей сумме 1650000 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 27.03.2007г. на истца возложена обязанность - предоставить Ташкинову Игорю Анатольевичу благоустроенную квартиру в черте г.Перми, общей площадью 15 кв.метров.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 03.03.2008г. изменен способ и порядок исполнения решения от 27.03.2007г., с администрации г. Перми в пользу Ташкинова И.А. взыскано 1747355 руб.
Платежным поручением N 182533 от 11.06.2008г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 03.03.2008г. в сумме 1747355 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.07.2007г. на истца возложена обязанность - предоставить Баженовой Татьяне Сергеевне квартиру общей площадью 15 кв.м. по договору социального найма в пределах г. Перми.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 28.11.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения от 26.07.2007г., с администрации г. Перми в пользу Баженовой Т.С. взыскано 874800 руб.
Платежным поручением N 9572 от 01.02.2008 года перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 28.11.2007г. в сумме 874 800 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 31.07.2007г. возложена обязанность- предоставить Осипову Андрею Владимировичу на семью из двух человек отдельную благоустроенную квартиру в черте г.Перми, общей площадью 30 кв. м.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 19.03.2008г. изменен способ и порядок исполнения решения от 31.07.2007г., с администрации г. Перми в пользу Осипова А.В. взыскано 1865430 руб.
Платежным поручением N 182534 от 11.06.2008 года перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 19.03.2008 г. в сумме 1865430 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 07.08.2007г. на истца возложена обязанность- предоставить Гладких Вячеславу Геннадьевичу на семью из двух человек квартиру общей площадью не менее 30 кв. м. в пределах г. Перми.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 24.12.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения суда, с администрации г. Перми в пользу Гладких В.Г. взыскано 1776720 руб.
Платежным поручением N 55987 от 11.03.2008г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 24.12.2007г. в сумме 1776720 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 10.09.2007г. на истца возложена обязанность- предоставить Ильиных Алексею Леонидовичу на семью из двух человек отдельную благоустроенную квартиру, общей площадью не менее 30 кв. м.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 17.12.2007г. изменен способ и порядок исполнения решения от 10.09.2007г., с администрации г. Перми в пользу Ильиных А.Л. взыскано 1910000 руб.
Платежным поручением N 73935 от 27.03.2008г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 17.12.2007 года в сумме 1910000 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 23.11.2007г. на истца возложена обязанность предоставить Дровняшину Сергею Васильевичу на семью из четырех человек отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 40,04 кв.м в черте города Перми.
В связи с неисполнением данного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда, определением Ленинского районного суда г. Перми от 30.04.2008г. изменен способ и порядок исполнения решения от 23.11.2007г.: с администрации г. Перми в пользу Дровняшина С.В. взыскано 2376370 руб. 00 коп.
Платежным поручением N 204845 от 27.06.2008г. перечислены денежные средства в погашение задолженности на основании определения суда от 30.04.06г. в сумме 2376370 руб. 00 коп.
Общая сумма перечисленных Администрацией города Перми денежных средств составляет 18 372 445 руб.
Истец заявил о взыскании убытков в указанной сумме, основывая свои требования на статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции").
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Однако, указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Указанная норма устанавливает лишь перечень исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья.
Поскольку ст.30 Закона "О милиции" не разработан порядок финансирования расходов по предоставлению жилой площади и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Данная льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, следовательно, надлежащее урегулирование вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции.
Данный закон является действующим, не приостанавливался, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично - правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в бюджете.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997 г. при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий. Пункт 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. устанавливает, что Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения сотруднику милиции, признанному в соответствии со статьей 30 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" нуждающимся в улучшении жилищных условий, арбитражный суд правомерно исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 08.07.2004 года N 303-О, от 15.02.2005 года N 58-О, от 09.06.2005 года N 224-О.
В соответствии с указанными определениями, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Вышеуказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 года N 2935/08, от 22.10.2008г.N13569/08.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что расходы, понесенные Администрацией г. Перми в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, подлежат возмещению за счет Российской Федерации, правомерно отклонил ссылки на Закон "О бюджете Пермской области на 2005 г. от 29.12.2004г., Закон Пермской области от 30.11.2005г. N 2680-596, Закон Пермского края "О бюджете Пермского края на 2007гот 12.12.2006г.N 35-КЗ.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Ответственность по возмещению убытков должна быть возложена на Российскую Федерацию, которую в рассматриваемых правоотношениях представляет Министерство финансов. Взыскание денежных средств должно производиться за счет казны Российской Федерации.
Неточность формулировки резолютивной части решения суда первой инстанции о взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации должна быть исправлена в порядке ст. 179 АПК РФ.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С ответчика подлежит взысканию госпошлина за подачу иска, а также - за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб., поскольку определением Семнадцатого арбитражного апелляционного от 01.12.2008 г. ответчику Министерству финансов РФ в лице УФК по Пермскому краю предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24.10.2008 года по делу N А50-11167/2008 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации г. Перми убытки в сумме 18 372 445 (восемнадцать миллионов триста семьдесят две тысячи четыреста сорок пять) рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Казаковцева Т.В. |
Судьи |
Соларева О.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11167/2008-Г6
Истец: Администрация г. Перми
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел РФ, ГУВД по Пермскому краю