Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 06АП-432/2011
г. Хабаровск
15 марта 2011 г. |
N 06АП-432/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания": Лахман Виталий Николаевич, представитель по доверенности от 04.02.2011 N 15/2011;
от Чукотской таможни: Ярыева Татьяна Викторовна, представитель по доверенности от 02.03.2011 N 04-13/668, удостоверение ГС N 141724
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Чукотской таможни
на решение от 17.12.2010
по делу N А80-238/2010
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания"
к Чукотской таможне
о признании незаконными решений о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей от 27.05.2010 N 8, от 15.06.2010 N 9
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Чукотская горно-геологическая компания" (далее - ЗАО "Чукотская горно-геологическая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Чукотской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными решений о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей от 27.05.2010 N 8, от 15.06.2010 N 9 на сумму 1380442,44 рубля и 219757,72 рублей соответственно, всего на сумму 1600200,16 рублей, обязании устранить нарушение прав и законных интересов Общества, возвратить незаконно взысканные таможенные платежи (пени) в сумме 1 380 442,44 рубля и 219 757,72 рублей, всего в сумме 1 600 200,16 рублей.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Решения Чукотской таможни о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей от 27.05.2010 N 8 на сумму1 380 442,44 рубля, от 15.06.2010 N 9 на сумму 219 757,72 рублей признаны незаконными, как несоответствующие статьям 99, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.
На Чукотскую таможню возложена обязанность произвести возврат из средств федерального бюджета Закрытому акционерному обществу "Чукотская горно-геологическая компания" на депозитный счет, открытый ему в органах Федерального казначейства, денежных средств в размере 1 600 200,16 рублей.
С Чукотской таможни в пользу Закрытого акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 38199,59 руб.
Не согласившись с судебным актом, Чукотская таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Чукотской таможни поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила отменить решение суда, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЗАО "Чукотская горно-геологическая компания" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства N 10709/200001 Общество включено в реестр владельцев складов временного хранения.
На таможенную территорию Российской Федерации в морской порт Певек прибыл груз (товары) для Общества по коносаментам N N А0111601, А0111562, А0111585, А0111586, А0111646, А0111650, А01116513, А0111653, А0111652, А0111671, А0111581, А0111582, А0111584.
По прибытии груза таможенным органом была разрешена его выгрузка, товар был помещен в зону таможенного контроля на склад временного хранения, о чем таможенный орган был уведомлен. Обществом представлена отчетность по форме ДО 1.
По мотивированным запросам Общества от 24.09.2009 N 824, от 24.09.2009 N 825, от 16.10.2009 N 922, от 21.10.2009 N 938, от 16.11.2009 N 1039, от 16.11.2009 N 1040, от 16.11.2009 N 1041, от 17.12.2009 N 1179 срок временного хранения товаров на основании статьи 103 Таможенного кодекса Российской Федерации, продлен таможенным органом, в том числе:
- по коносаментам N А0111650, А0111651 до 26.01.2010;
- по коносаментам N А0111653, А0111671, А0111652 до 24.01.2010;
- по коносаментам N А0111581, А0111582 до 23.01.2010;
- по коносаменту N А0111584 до 27.02.2010.
В соответствии со справкой о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства, платежными поручениями N 871 от 25.02.2010 на сумму 50 000 000 рублей, N 344 от 26.01.2010 на сумму 50 000 000 рублей, Обществом был перечислен аванс таможенных платежей на общую сумму 100 000 000 рублей.
Грузовые таможенные декларации Обществом были поданы и авансовые платежи внесены до истечения срока временного хранения, продленного таможенным органом. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Таможенным органом на основании статей 361, 363, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации проведена проверка правильности исчисления таможенных пошлин, налогов по представленным таможенным декларациям.
По результатам проведенной проверки таможенным органом составлены протоколы несоответствия от 01.04.2010 и выставлены требования от 12.04.2010 об уплате таможенных платежей, которые получены Обществом.
26.04.2010 и 19.05.2010 Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) денежных средств, в котором просило осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов внесенных платежными поручениями от 25.02.2010 N 871 и от 26.01.2010 N 344 в счет будущих платежей в размере 1 380 442,44 рубля и 219 757,72 рубля, соответственно.
Названные заявления Общества не были удовлетворены, поскольку, по мнению таможенного органа, у Общества имелась задолженность, в связи с чем, таможенным органом вынесены на основании статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации оспариваемые решения.
Не согласившись с названными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.
Срок подачи таможенной декларации установлен статьей 129 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам.
Под таможенной процедурой Таможенный кодекс Российской Федерации определяет совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств, для таможенных целей (п.21 ч.1 ст.11).
Таким образом, подача таможенной декларации - это таможенная процедура, которая влечет обязанность по уплате таможенных платежей в срок, установленный статьей 129 ТК РФ и, следовательно, днем, с которого подлежат начислению пени, считается день нарушения срока уплаты таможенных платежей.
В то же время, в силу статьи 99 Таможенного кодекса Российской Федерации, при такой таможенной процедуре, как временное хранение иностранных товаров, иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
Таким образом, таможенное законодательство связывает освобождение от уплаты таможенных платежей на период временного хранения именно с нахождением товаров на временном хранении, с учетом положений главы 12 Таможенного кодекса Российской Федерации.
По мнению таможенного органа, поскольку срок подачи таможенных деклараций на эти товары не продлевался, таможенные платежи Обществом уплачены с нарушением установленного таможенным законодательством срока.
Пунктом 5 статьи 329 Таможенного кодекса определено, что при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения.
С учетом этого, таможенный орган принял решения от 27.05.2010 N 8, от 15.06.2010 N 9 о зачете излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в счет погашения задолженности по уплате пени в сумме 1 380 442, 44 руб. и 219 757, 72 руб., соответственно.
В силу статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные настоящим Кодексом сроки.
Пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, таможенное законодательство связывает начисление пени исключительно с нарушением срока уплаты таможенных платежей.
Судом первой инстанции установлено, что, учитывая продление таможенным органом срока временного хранения товаров в порядке статьи 103 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных платежей у Общества возникла:
- в отношении товара, прибывшего по коносаментам N А0111650,
А0111651 с 26.01.2010 года;
- в отношении товара, прибывшего по коносаментам N А0111653, А0111671, А0111652 с 24.01.2010 года;
- в отношении товара, прибывшего по коносаментам N А0111581, А0111582 с 23.01.2010 года;
- в отношении товара, прибывшего по коносаменту N А0111584 с 27.02.2010 года.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, таможенный орган неправомерно начислил Обществу пени за период с 01.10.2009 в спорных суммах, поскольку зачисление авансовых платежей, подача таможенных деклараций и, следовательно, уплата таможенных платежей произведены Обществом в пределах разрешенного срока временного хранения товаров до окончания которого таможенные платежи в силу статьи 99 ТК РФ уплате не подлежат.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод таможенного органа о том, что начисление и списание пени произведено в связи с внесением изменений в статью 349 ТК РФ.
Действительно, до 01.10.2009 года редакция пункта 5 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривала возможность не начисления пени в случаях нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения (глава 12) за период временного хранения.
Федеральным законом от 24.07.2009 года N 207-ФЗ указанный пункт изложен законодателем в иной редакции.
В то же время, указанные изменения лишь привели нормы Таможенного кодекса в соответствие с определением понятия пеней. Как в редакции, действовавшей до 01.10.2009, так и после внесенных изменений, Таможенный кодекс Российской Федерации определял пени, как меру ответственности за несвоевременную уплату таможенных платежей.
Редакция пункта 5 статьи 349 ТК РФ до 01.10.2009 года противоречила данному понятию, поскольку предполагала возможность не начисления пени в случае нарушения срока подачи таможенной декларации, а не уплаты таможенных платежей.
Таким образом, поскольку при таможенной процедуре временного хранения иностранных товаров таможенные платежи не уплачиваются (статья 99 ТК РФ), следовательно, начисление пени за период временного хранения товаров не основано на законе.
Судом также обоснованно отклонены доводы таможенного органа о том, что статья 99 ТК РФ не освобождает декларанта от обязанности уплатить причитающиеся таможенные платежи в установленный статьей 329 ТК РФ срок, а лишь предоставляет право хранить товары без уплаты таможенных пошлин и налогов, поскольку эти доводы основаны на неправильном толковании указанной нормы права.
Согласно части 4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 345, пунктами 2 и 3 статьи 351.1, пунктом 2 статьи 352 и пунктом 2 статьи 353 настоящего Кодекса, а также за исключением случаев, когда лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (статьи 115 и 233).
В силу указанной нормы во взаимосвязи со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации до применения мер принудительного взыскания таможенных платежей (пени) таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате, которое должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставлении требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования и форма которого утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Указанное требование должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с настоящей главой.
Денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 9, 10 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, в порядке положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа о зачете излишне уплаченных таможенных платежей, налогов в счет погашения задолженности по уплате пени в размере 1 380 442, 44 руб. и 219 757, 72 руб., соответственно, незаконны и нарушают права и законные интересы Общества, так как начисление суммы пени в размере 1 600 200,16 рублей таможенным органом произведено в нарушение статей 99, 349 ТК РФ, задолженность в оспариваемой сумме у Общества перед таможенным органом отсутствует.
Кроме этого, названные решения лишают Общество права на свободное распоряжение денежными средствами в указанном размере.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 17 декабря 2010 года по делу N А80-238/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-987/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "лифт-Строй К" Казань
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Чувашстрой"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2603/09