г. Владимир |
|
17 июля 2009 г. |
Дело N А43-2417/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2009, принятое судьей Степановой С.Н.
по заявлению закрытого акционерного общества "ЦБЛ" о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области,
без участия лиц,
установил:
закрытое акционерное общество "ЦБЛ" (далее - ЗАО "ЦБЛ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган), выразившегося в непредоставлении в собственность земельного участка площадью 24 762 кв.м., кадастровый номер 52:18:0010530:38, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Федосеенко, 51. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены. Бездействие уполномоченного органа признано незаконным и на Министерство возложена обязанность в течение 15 дней с момента принятия решения подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его в адрес Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению уполномоченного органа, Министерство не проявляло бездействия при рассмотрении заявки Общества о передаче в собственность земельного участка. Министерство проводило работу по предоставлению заявителю в собственность земельного участка, однако не могло своевременно издать распорядительный акт и направить проект договора купли-продажи ввиду непредставления всех необходимых документов.
В судебное заседание представители Общества и Министерства не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ЗАО "ЦБЛ" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, ЗАО "ЦБЛ" является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания (моторный цех) с пристроями, площадью 912,00 кв.метров и нежилого здания (ремонтно-механическая мастерская), площадью 4005,2 кв.метров, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Федосеенко, 51. Право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 16.08.2000 N N 281494, 281495.
21.11.2007 Общество обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости.
Постановлением главы администрации г.Нижнего Новгорода от 11.18.2008 N 3764 "Об утверждении проекта границ земельных участков по ул.Федосеенко,51 (литеры А,Б-Б4,Д)" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден проект границ земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов) площадью 2,476 га, занимаемого базой механизации по ул. Федосеенко в Сормовском районе согласно чертежу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода N 7809-ЗУ. Закрытому акционерному обществу "ЦБЛ" предложено обеспечить от имени администрации города постановку земельного участкам на государственный кадастровый учет.
24.09.2008 заявитель получил кадастровый паспорт N 182/08-17078 на земельный участок площадью 24762 кв.метров, расположенный по вышеназванному адресу. Земельному участку присвоен кадастровый номер 52:18:0010530:38, указано разрешенное использование - под базу механизации, категория земель - земли населенных пунктов.
Однако после изготовления кадастрового плана вышеназванного земельного участка и предоставления необходимых документов в уполномоченный орган, в установленный срок Министерство не приняло ни решение о предоставлении в собственности земельного участка, ни об отказе в нем.
Уже в процессе производства по делу письмом от 04.02.2009 исх. N В11/1849-06-14 Министерство сообщило заявителю о том, что оно проводит работу по заявлению Общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 06.05.2009 (исх.N В11/8350-06-14) уполномоченный орган сообщил о том, что в результате обследования земельного участка по ул.Федосеенко, д.51 специалистами Министерства выявлены кирпичные гаражи и отдельно стоящее здание, расположенные при въезде на территорию, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют. Одновременно заявитель уведомлялся, что работа по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность может быть продолжена после устранения вышеизложенных замечаний и предоставления в Министерство правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на объекты.
Полагая, что Министерство проявляет незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие Министерства, выразившееся в непредоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах реализации закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Граждане и юридические лица, желающие приобрести права на земельные участки (далее - заявители), решение о предоставлении которых отнесено к компетенции министерства, обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в министерство (раздел 3 Порядка взаимодействия уполномоченного правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков).
К заявлению прилагаются два экземпляра документов, определенных перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки при отсутствии кадастрового плана.
Орган местного самоуправления направляет заявителю и в министерство оформленное надлежащим образом решение, на основании которого осуществляется: установление границ земельного участка на местности (по обращению заявителя в подрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию); получение кадастрового плана земельного участка по результатам установления границ участка на местности для подготовки правоустанавливающего документа (по обращению заявителя в соответствующие филиалы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области).
Кадастровый план земельного участка направляется заявителем в адрес министерства.
На основании документов, определенных пунктами 3.1 и 3.5 настоящего Порядка, министерство в двухнедельный срок со дня поступления кадастрового плана и решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. Решение направляется заявителю.
При представлении заявителем документов, не соответствующих требованиям Перечня, неполного комплекта документов, определенного вышеуказанным Перечнем, а также в иных случаях, когда заявитель не имеет права на испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством, министерство в двухнедельный срок письменно отказывает в удовлетворении заявления с обоснованием причин.
В двухнедельный срок со дня принятия решения министерство подготавливает и направляет заявителю проект договора купли-продажи, договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Заявитель рассматривает и возвращает подписанный проект договора в течение трех дней с момента получения его от министерства.
После подписания министерством договор направляется заявителю.
После подписания сторонами договора заявитель обращается в соответствующие филиалы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области для получения кадастрового плана земельного участка, необходимого для регистрации соответствующего права на земельный участок.
Регистрация соответствующего права (сделки) осуществляется органом, уполномоченным на государственную регистрацию прав на территории Нижегородской области, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, за счет средств заявителя.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, в том числе по отчуждению земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (пункт 1 статьи 3).
В силу пункта 3 статьи 28 названного нормативного акта собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также содержит исчерпывающий перечень случаев невозможности приватизации земельных участков.
Испрашиваемый в собственность ЗАО "ЦБЛ" земельный участок не относится ни к одной из категорий земельных участков, приватизация которых не допускается в силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Весь необходимый пакет документов для своевременного рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка, включая кадастровый план, был представлен в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов.
Предусмотренных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества также не установлено.
Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет произведена на основании распорядительного акта органа местного самоуправления - постановления главы администрации г.Нижнего Новгорода от 11.08.2008 N 53764. Этот ненормативный акт, а также действия по постановке на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и не признаны судом не соответствующими действующему законодательству.
В процессе производства по делу Министерство в обоснование своей позиции указывало на нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов, права на которые заявителем не подтверждены. Данное обстоятельство, по мнению уполномоченного органа, исключает возможность предоставления в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010530:38.
Одновременно Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не представило суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные им на испрашиваемом земельном участке иные объекты являются объектами недвижимости, объектами капитального строительства, возведенными самовольно.
Напротив, согласно "Техническому заключению об определении группы капитальности строения литер Е по ул. Федосеенко, 51 в Сормовском районе", выполненному ОАО Волжский проектный институт "ПРОЕКТ ВЕРФЬ" (Лицензия Д769754), кирпичное нежилое строение литер Е, расположенное в Сормовском районе по ул. Федосеенко, 51, назначение - мастерская и гараж, не имеет неразрывной связи с землей посредством заглубленных фундаментов и по признакам неразрывной связи с землей, не является объектом недвижимого имущества и объектом капитального строительства.
Кроме того, в материалах дела также представлена справка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 11.06.2008 N 308, согласно которой на земельном участке по ул. Федосеенко, 51 выявлено строение нежилое - крытая стоянка литер Е. Данный объект признается временным строением.
Таким образом, суд не установил, что на испрашиваемом земельном участке имеются какие-либо самовольно возведенные объектоы капитального строительства. Доказательств обратного уполномоченный орган не представило.
Верно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, всесторонне и полно их исследовав, правильно применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области допустило незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении в собственность Общества земельного участка, площадью 24 762 кв.метров с кадастровым номером 52:18:0010530:38, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Федосеенко, 51, нарушающее права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суд обязал Министерство полностью устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2009 по делу N А43-2417/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2417/2009-43-51
Истец: ЗАО "ЦБЛ"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2720/09