г. Владимир
08 июня 2009 г. |
Дело N А11-752/2009-К2-22/45 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2009.
В полном объеме постановлении изготовлено 08.06.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.03.2009, принятое судьей Кузьминой Т.К. по заявлению открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области от 29.01.2009.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - Игнатьева О.В. по доверенности от 14.01.2008 N 23-п; Государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области - Макарова Е.В. по доверенности от 04.06.2009.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области (далее - инспекция, административный орган) от 29.01.2009 о привлечении общества к административной ответственности по пункту 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области".
Решением суда от 20.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований общества ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Инспекция указала, что спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью, согласно договору аренды муниципального имущества от 24.09.2003 N 2 переданы в аренду заявителю. Факт принадлежности тепловых сетей подтверждается письмом управления муниципальным имуществом г. Владимира от 18.12.2008 N 14-01-07/4593, письмом МУП "Тепловые сети" от 20.01.2009 N 14-д-09.
По мнению инспекции, в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные тепловые сети относятся к недвижимому имуществу. На основании пункта 2 статьи 652 указанного Кодекса на заявителя перешло право пользования земельным участком, занятым тепловыми сетями. Согласно пункту 2 статьи 616 Кодекса, пунктам 51, 5.5.12, 5.5.14 Правил содержания территорий, пунктам 2.17, 2.23 договора аренды за обществом закреплена обязанность содержать переданное в аренду имущество в надлежащем санитарном состоянии.
Инспекция, ссылаясь на письмо администрации г. Владимира от 22.01.2009 N 01-01-08/276, указала, что за согласованием затрат на поддержание земельных участков, занятых тепловыми сетями, в надлежащем санитарном состоянии общество не обращалось. Данные затраты не включены в тариф в установленном законом порядке.
Административный орган указал на надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал изложенные доводы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал на отсутствие у общества правоустанавливающих документов на спорные земельные участки и обязанности по их содержанию.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владимира в отношении общества 04.09.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
Инспекцией 02.12.2008 проведена проверка соблюдения Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты на территории города Владимира.
В ходе проверки установлено ненадлежащее содержание тепловых сетей в районе д. N 27 "а" по ул. Диктора Левитана в г. Владимире: под воздушной теплотрассой на всем протяжении имеются навалы бытового и строительного мусора.
Инспекцией установлено, что данные тепловые сети являются муниципальной собственностью и переданы обществу в аренду по договору от 24.09.2003 N 2 с МУП "Тепловые сети", на основании пункта 2.17 которого общество должно надлежаще содержать территорию под переданным в аренду имуществом.
Административный орган пришел к выводу, что общество нарушило пункты 5.1, 5.5.12, 5.5.14 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты на территории города Владимира, утвержденных решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 23.10.2003 N 256.
По результатам проверки инспекцией в отношении общества составлен акт от 02.12.2008, протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 1-ОЗ "Об административных правонарушениях по Владимирской области", принято постановление от 29.01.2008 о привлечении общества к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.
Посчитав неправомерным указанное постановление, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании пунктов 1.3, 5.5.12, 5.2 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты на территории города Владимира пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2030 N 11-ОЗ нарушение Правил благоустройства и содержания территорий в населенных пунктах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты на территории г. Владимира, утвержденных решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 23.10.2003 N 256 (далее - Правила), организация работы по уборке и санитарному содержанию и благоустройству территорий возлагается в пределах закрепленных правовыми актами территорий на собственников, владельцев и арендаторов земельных участков.
Координация работ по уборке и санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка возлагается на Управление жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 5.5.12 Правил ответственность за уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП возлагается на собственников или организации, в управлении которых находятся объекты, расположенные на соответствующей территории.
Определение границ уборки территорий между организациями, предприятиями, учреждениями, арендаторами осуществляется администрацией района (с учетом договоров землепользования и прилегающих территорий) с составлением согласованных с ними схематических карт уборки (пункт 5.2 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, переданные обществу в аренду спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью, находятся на балансе МУП "Тепловые сети".
Пунктом 1.3 договора от 24.09.2003 N 2 предусмотрено, что обществу переданы в аренду здания, сооружения, движимое имущество.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что инспекцией вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств отнесения спорных сетей к недвижимому имуществу и наличие у общества обязанности по уборке территорий, расположенных под теплосетями.
Пункт 2.17 договора предусматривает обязанность общества по содержанию территории в соответствии с гражданско-правовой сделкой. В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий договора не является основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Ввиду изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Также является верным вывод суда первой инстанции о нарушении инспекцией процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с административным законодательством лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как в порядке, установленном законом.
Из положений статей 25.4, 28.2 Кодекса следует, что протокол об административном правонарушении составляется, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
В силу части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законном или учредительными документами органом юридического лица.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Пунктом 24 указанного постановления разъяснено, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как установлено судом первой инстанции и соответствует материалам дела, департаментом не представлено доказательств уведомления законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения административного дела.
Согласно выписке из Единого государственного реестр юридических лиц от 30.10.2008 учредителем и управляющей компанией заявителя является ОАО "Российские коммунальные системы" (л.д.84-85).
При этом протокол от 29.12.2008 составлен в присутствии начальника по правовому сопровождению общества Игнатовой О.В., действовавшей на основании доверенности от 14.11.2008, являющейся общей и выданной до проведения инспекцией проверки (л.д. 60).
Определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 29.12.2008, определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.01.2009, 22.01.2009 (л.д.79-81) получены представителем общества Игнатьевой О.В..
Доказательства извещения ОАО "Российские коммунальные системы" о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного дела инспекцией не представлено.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя заявителя, доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте его составления, неизвещение законного представителя общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела является неустранимым и существенным процессуальным нарушением при привлечении лица к административной ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным обжалованное постановление инспекции.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.03.2009 по делу N А11-752/2009-К2-22/45 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-752/2009-К2-22/45
Истец: ОАО "Владиимрские коммунальные системы"
Ответчик: Государственная инспекция административно-технического надзора администрации Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1460/09