г. Владимир |
|
20 мая 2009 г. |
Дело N А79-1695/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2009.
В полном объеме постановление изготовлено 20.05.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.04.2009, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению открытого акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" о признании недействительным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 13.02.2009 N 97-09/11П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Чувашской Республике и открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством", надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" (далее - общество, ОАО "ВНИИР") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - управление, административный орган) от 13.02.2009 N 97-09/11П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.04.2009 заявленные обществом требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 13.02.2009 N 97-09/11П.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган считает, что материалами дела полностью подтвержден факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном проведении валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно применен к данному правонарушению признак малозначительности, поскольку в результате совершения обществом противоправного деяния причинен вред общественным отношениям, связанным с обеспечением достоверного учета и эффективного контроля за совершением валютных операций.
Общество в своем отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с ее доводами, просило оставить решение без изменения, считая, что суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие для дела обстоятельства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Ленинского района г. Чебоксары 10.06.1996.
23.11.2007 между обществом (Покупатель) и ABB АВ SA Products (Продавец) (S-721 59 Ватерас, Швеция) заключен контракт N 1/05-SEAPR/360 на поставку микропроцессорных цифровых терминалов управления и защиты линий.
17.05.2007 в соответствии с заключенным контрактом в филиале ОАО Внешторгбанк в г. Чебоксары оформлен паспорт сделки N 07050002/1000/0019/2/0.
Исходя из условий заключенного контракта, нерезидентом в декабре 2007 года осуществлена поставка товара на общую сумму 612 308 долларов США по ГТД N 10005020/241207/0128923.
24.12.2007 товар выпущен в таможенном режиме импорта, о чем свидетельствует отметка Шереметьевской таможни на ГТД N 10005020/241207/0128923 "Выпуск разрешен".
06.03.2008 общество представило в уполномоченный банк пакет документов и справку о подтверждающих документах.
Административным органом проведена плановая проверка общества по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
В ходе проверки выявлено несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям - справки о подтверждающих документах по контракту N 1/05-SEAPR/360 от 23.11.2007.
Установленные требованием действующего законодательства документы должны были быть представлены в банк паспорта сделки не позднее 15.02.2008, однако справка о подтверждающих документах от 06.03.2008 представлена в уполномоченный банк 06.03.2008, то есть на 19 календарных дней позднее установленного срока.
По факту совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган в присутствии представителя общества Егоровой Н.Ф., действовавшей на основании доверенности от 31.12.2008 N юр-07, составил протокол от 10.02.2009 N 97-09/11, по результатам рассмотрения которого 13.02.2008 в присутствии представителя общества - Егоровой Н.Ф. (доверенность от 31.12.2008 N юр-07) вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 97-09/11П.
Данным постановлением общество привлечено к административной ответственности за совершение указанного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Посчитав неправомерным привлечение к административной ответственности, общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив в совокупности представленные доказательства, заслушав пояснения сторон, счел возможным применить к рассматриваемым правоотношениям признак малозначительности, удовлетворил заявленные обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственностью за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) регулируются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов и в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Статьей 5 Федерального закона предусмотрены органы валютного регулирования в Российской Федерации, которыми являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, в пределах своей компетенции они издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.
Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) предусмотрено, что резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
По смыслу приведенных выше норм с 27.11.2008 - после введения в действие Указания справка о подтверждающих документах относится к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П срок для представления в банк справки о подтверждающих документах составлял 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, отметка Шереметьевской таможни на ГТД N 10005020/241207/0128923 "Выпуск разрешен" подтверждает, что товар выпущен в таможенном режиме импорта 24.12.2007.
Таким образом, последним днем представления в срок в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации по вышеуказанной грузовой таможенной декларации, является 15.02.2008.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк только 06.03.2008, то есть позже установленного срока на 19 календарных дней.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность представления обществом справки в установленный законодательством срок.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что общество имело возможность для своевременного представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, однако не приняло всех необходимых мер для соблюдения установленных правил.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса, подтверждается материалами дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве дела об административном правонарушении, арбитражным судом первой инстанции не установлено.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 2.9 Кодекса обоснованно применил признак малозначительности, в силу которого освободил лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае Арбитражный суд Чувашской Республики учел незначительный период просрочки и отсутствие негативных последствий для учета проведенной валютной операции.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд пришел к выводу, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, негативных последствий от совершенного нарушения не наступило.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное деяние общества не привело к существенному нарушению охраняемых общественных отношений в сфере валютного законодательства и оно может быть расценено как малозначительное.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба административного органа подлежит отклонению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.04.2009 по делу N А79-1695/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с момента принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1695/2009
Истец: ОАО "ВНИИР"
Ответчик: ТУ ФС ФБН в Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1635/09