г. Владимир |
|
29 мая 2009 г. |
Дело N А38-399/2009 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 28.05.2009.
В полном объеме постановление изготовлено 29.05.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2009, принятое судьей Вопиловским Ю.А. по заявлению индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 19.01.2009 N 88-08/89 о привлечении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Оренбургской таможни.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
индивидуальный предприниматель Калашникова Ирина Викентьевна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - управление, административный орган) от 19.01.2009 N 88-08/89 о привлечении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 105 000 рублей.
Решением суда от 19.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части основания отмены и признания незаконным оспоренного постановления и принять по делу новый судебный акт.
По мнению управления, вывод суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения является неправомерным. В связи с выводом суда о том, что валютная операция, осуществленная заявителем, не запрещена в силу статьи 6 Федерального закона N 173-ФЗ, постановление управления подлежало отмене по основанию отсутствия события административного правонарушении согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Оренбургская таможня заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Марий Эл в отношении предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23.07.2004 внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе административного расследования установлено, что в Оренбургской таможне 25.01.2008 в режиме экспорта задекларирован для вывоза в Республику Казахстан на имя Хайдаровой Аккенже пиломатериал хвойных пород из сосны обыкновенной, доска обрезная на сумму 140 000 рублей.
При таможенном декларировании заявлены документы, подтверждающие сведения на вывозимый декларантом товар - квитанции к приходному кассовому ордеру предпринимателя Калашниковой И.В. от 20.01.2008 N 21 о принятии денежных средств за пиломатериал в сумме 140 000 рублей, накладная предпринимателя от 20.01.2008 N 18 на отпуск товара, счет-фактура от 20.01.2008 N 18.
Управление пришло к выводу, что при продаже товара нерезиденту предприниматель не выполнил обязанность, установленную пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2006 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" о произведении расчетов при осуществлении валютной операции через банковский счет в уполномоченном банке. Действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление незаконной валютной операции.
По результатам проверки управление в отношении предпринимателя составило протокол об административном правонарушении от 16.01.2009, приняло постановление от 19.01.2008 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 105 000 рублей.
Посчитав незаконным указанное постановление, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании статей 1, 6, части 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2006 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2009 N 12089/08 пришел к выводу, что валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения исходя из следующего.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2006 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
На основании пункта 1 части 1 статьи 1 Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 1 Закона иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В связи с изложенным получение предпринимателем от иностранного гражданина в счет передачи последнему товаров наличных денежных средств в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Исходя из части 1 статьи 15.25 Кодекса под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Следовательно, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, от нерезидента наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
На основании статьи 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.
Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона в случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с названным Законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
Таким образом, является правомерным вывод суда о том, что валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
Довод управления о необходимости изменения решения суда в части основания отмены постановления административного органа не является правомерным.
Административное правонарушение имеет состав, который включает:
объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Объективная сторона правонарушения выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования, при отсутствии действия или бездействия виновного лица отсутствует событие правонарушения, что, в свою очередь, означает отсутствие и самого состава правонарушения.
Суд в соответствии с положениями пункта 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении, установив отсутствие события административного правонарушения, правомерно на основании пункта 1 статьи 24.5 Кодекса установил наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд Республики Марий Эл не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2009 по делу N А38-399/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-399/2009
Истец: Ип Калашникова Ирина Викентьевна
Ответчик: ТУ ФС ФБН в РМЭ
Третье лицо: Оренбургская таможня