г. Владимир |
|
04 июня 2009 г. |
Дело N А43-1505/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.06.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2009 по делу N А43-1505/2009, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению открытого акционерного общества "Реконструкция" о признании недействительным в части распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 30.10.2008 N 1718.
В судебном заседании участвуют представители:
открытого акционерного общества "Реконструкция"- Горшков А.В. по доверенности от 21.07.2008 N 32.
Представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явился. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (уведомление N 42272).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Реконструкция" (далее - Общество, ОАО "Реконструкция") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в процессе производства по делу, о признании недействительным распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) от 30.10.2008 N 1718 "О предоставлении в собственность ОАО "Реконструкция" земельного участка с местонахождением: г.Нижний Новгород, ул. Пушкина, 26" в части указания вида функционального использования земель - "земли под объектами торговли, бытового обслуживания"; расчета цены выкупа земельного участка из расчета кадастровой стоимости земельного участка в 11711 руб. 88 коп. за квадратный метр.
Одновременно заявитель просил суд в целях восстановления нарушенного права обязать Министерство внести изменения в свое распоряжение от 30.10.2008 N 1718 в части изменения вида функционального использования земель на "земли под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в части расчета цены выкупа земельного участка из расчета кадастровой стоимости земельного участка в 2622 руб. 85 коп за квадратный метр.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Министерство не обеспечило явку представителя.
Представитель Общества указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей Министерства.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что ОАО "Реконструкция" принадлежит на праве собственности ряд объектов недвижимого имущества, находящихся по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Пушкина, 26, что подтверждено документально и не оспаривается Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Недвижимость расположена на земельном участке площадью 4087 кв.м, который поставлен на кадастровый учет за номером 52:180070036:184 и находится в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица.
Во исполнение требований Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка.
30.10.2008 уполномоченный орган издал распоряжение N 1718, с которым Общество не согласилось в части указания вида функционального использования земель - "земли под объектами торговли, бытового обслуживания"; расчета цены выкупа земельного участка из расчета кадастровой стоимости земельного участка в 11711 руб. 88 коп. за квадратный метр, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что ненормативный правовой акт принят уполномоченным органом, однако в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
Согласно статье 1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" предметом регулирования настоящего Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Настоящий Закон определяет также полномочия органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в собственности Нижегородской области, и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством.
В целях реализации положений Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", обеспечения эффективного управления земельными ресурсами на территории Нижегородской области, в соответствии с нормами действующего законодательства Правительство Нижегородской области приняло постановление от 10.02.2006 N 31, согласно которому уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области определено Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, в том числе по реализации прав и обязанностей арендодателя земельных участков, переданных по договорам аренды, включая договоры, заключенные до момента вступления в силу Закона, а также принятию иных решений и совершению иных действий, отнесенных Законом к компетенции уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области предписано осуществлять подготовку актов Правительства Нижегородской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области, об установлении или о прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных законодательством, а также о принятии Нижегородской областью наследства или в дар земельных участков или долей в праве общей собственности на земельные участки либо об отказе от наследства или дара.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 N 50 утверждено Положение о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, которое раскрывает функции, права и обязанности уполномоченного органа.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно вышеуказанному закону до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок определения цены при приобретении земельного участка в собственность, порядок разрешения вопросов по процедуре передаче земельного участка в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
24.01.2005 Правительство Нижегородской области приняло постановление N 6 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Нижегородской области".
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что уполномоченным органом по кадастровому учету и по ведению государственного кадастра недвижимости на территории города Нижнего Новгорода является Территориальный отдел по городу Нижнему Новгороду Управления Роснедвижимости по Нижегородской области.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктам 5,6 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", пункту 1, пункту 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Земельный участок площадью 4087 кв.м., расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Пушкина, 26, подлежащий передаче в собственность Общества, в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 52:180070036:184 и указанием разрешенного вида использования "под производственно-складскую базу". В кадастровом паспорте указана кадастровая стоимость одного квадратного метра и всего участка в целом.
В соответствии с разъяснениями главного государственного инспектора по использованию и охране земель Территориального отдела по г.Нижнему Новгороду Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Нижегородской области (уполномоченного органа) N 15-05/80 (л.д.11), поступившими в Общество 26.01.2007, указанный земельный участок относится к землям под объектами материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в терминологии постановления Правительства Нижегородской области (на которое ссылается ответчик) от 24.01.2005 N 6 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" - к землям под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
Кадастровая стоимость, указанная в кадастровом паспорте земельного участка в 2622,85 руб. за квадратный метр, не противоречит, а полностью соответствует и постановлению Правительства Нижегородской области от 24.01.2005 N 6.
В графе 7 "Земли под промышленными объектами" Приложения к Постановлению с учетом кадастрового номера квартала "07 00 36" указана кадастровая стоимость на единицу площади - 2622,85руб. за квадратный метр.
При таких обстоятельствах у Министерства отсутствовали полномочия и основания для самостоятельного изменения вида разрешенного использования земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что распоряжение Министерства от 30.10.2008 N 1718 в оспариваемой части не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлению Правительства Нижегородской области от 24.01.2005 N 6 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Нижегородской области" и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку незаконно влечет для него дополнительные (повышенные) расходы при приобретении в собственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2009 по делу N А43-1505/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1505/2009-9-34
Истец: ОАО "Реконструкция"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1862/09