г. Владимир |
|
17 июля 2009 г. |
Дело N А43-931/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Рубис Е.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоревым О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский завод "Эталон"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009
по делу N А43-931/2009,
принятое судьей Соколициной В.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский завод "Эталон"
о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
при участии:
от открытого акционерного общества "Нижегородский завод "Эталон" - Толченковой Е.И. - по доверенности от 19.01.2009 N 01;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - Григорьевой Н.В. по доверенности от 18.11.2008 N 273;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - не явились (уведомление N 26130),
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский завод "Эталон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган), выраженного в сообщении от 29.12.2008 N 01/791/2008-152, об отказе Обществу в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00700062:144, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 67.
Решением от 27.05.2009 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требования. При этом суд пришел к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, в данном случае подлежит применению правило о проведении государственной регистрации права на основании заявления правообладателя, поскольку право собственности на спорный земельный участок возникло у Общества в результате преобразования государственного предприятия, что представляет собой одностороннюю сделку по приватизации имущества и заканчивается государственной регистрацией вновь созданного юридического лица; результатом данной сделки стало издание Территориальным управлением по Нижегородской области Министерства имущественных отношений распоряжения от 04.03.2004 N 88 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский завод "Эталон", приватизированное имущество передано на основании передаточного акта от 27.04.2004.
Как считает заявитель апелляционной жалобы, возможность Общества представить в регистрирующий орган заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не свидетельствует о законности требования Управления в представлении такого заявления.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.07.2009 объявлялись перерывы до 13 час. 20 мин. 13.07.2009 и 16 час. 20 мин. 15.07.2009.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Нижегородский завод "Эталон" включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планировалось приватизировать в 2003 году.
Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и названным распоряжением, Территориальное управление по Нижегородской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации 04.03.2004 приняло распоряжение N 88 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский завод "Эталон", в соответствии с которым решено приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие путем преобразования его в открытое акционерное общество, а также утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
Согласно приложению N 1 к названному распоряжению в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия указаны две трансформаторные подстанции ТП N 647 и ТП N 672, а также земельный участок площадью 0,0596 га стоимостью 76,3 тыс. руб.
27.04.2004 произведена передача имущества и имущественных прав, в том числе названных трансформаторных подстанций и спорного земельного участка, от Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский завод "Эталон" его правопреемнику - Обществу, о чем составлен передаточный акт.
Устав Общества зарегистрирован 04.03.2004.
Свидетельством от 26.04.2004 серии 52 N 001461724 подтверждается государственная регистрация Общества за основным государственным регистрационным номером 1045207803618.
07.08.2008 произведена государственная регистрация права собственности Общества на трансформаторные подстанции ТП N 647 площадью 49,70 кв.м, инвентарный номер 22:401:900:000476040, литер М, этажность 1, и ТП N 672 со вспомогательными помещениями (нежилое), общей площадью 89,10 кв.м, инвентарный номер 22:401:900:000476200, литер Л, этажность 1, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 67, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи регистрации N 52-52-01/111/2008-026 и N 52-52-01/111/2008-027, Обществу выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 52-АВ N 505909 и серии 52-АВ N 505910.
23.09.2008 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области изготовлен кадастровый паспорт земельного участка, в соответствии с которым площадь земельного участка под трансформаторные подстанции с прилегающей территорией составляет 596_5 кв.м, земельному участку присвоен кадастровый номер 52:18:0070062:144.
30.10.2008 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
На основании пункта 1 статьи 19 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) Управление 28.11.2008 приостановила регистрацию права собственности на спорный земельный участок по причине отсутствия заявления второй стороны по сделке о переходе права собственности и предложило Обществу устранить причины, препятствующие государственной регистрации.
В связи с неустранением причин, послуживших основанием приостановления государственной регистрации прав, Обществу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00700062:144 со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20, пункт 2 статьи 19, пункт 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав. Отказ в государственной регистрации прав Управление выразило в сообщении от 29.12.2008 N 01/791/2008-152.
Посчитав, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В силу статьи 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Порядок проведения приватизации установлен названным Законом.
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте (пункт 1 статьи 11 Закона о приватизации).
Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
При государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных заявителем документов (пункт 1 статьи 13 и абзац 10 пункта 1 статьи 17 Закона).
Частью 1 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
С учетом анализа приведенных норм суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод арбитражного суда о том, что поскольку приобретение спорного земельного участка произведено в результате сделки приватизации, государственная регистрация права должна проводиться на основании заявлений обеих сторон сделки.
Из пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве правоустанавливающих документов Обществом были представлены в регистрирующий орган распоряжение Территориального управления по Нижегородской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 04.03.2004 N 88, передаточный акт от 27.04.2004.
Между тем заявление второй стороны сделки Обществом на государственную регистрацию не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Управление предоставляло возможность Обществу представить необходимые для государственной регистрации документы, приостановив ее до 28.12.2008, однако причины, послужившие тому основанием, Общество не устранило.
При этом судом первой инстанции установлено, что 25.12.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, то есть лицом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника спорного имущества, по заявлению Общества от 09.12.2008 N 326 ему была выдана доверенность для подачи в регистрирующий орган заявления о переходе права собственности на земельный участок.
Более того, согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав от 25.03.2009 регистрация иных объектов недвижимости (в данном случае трансформаторных подстанций) ранее произведена именно на основании заявлений как Общества, так и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, что дополнительно подтверждает обоснованность позиции регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение Управления об отказе Обществу в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00700062:144, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 67, соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отразить следующее.
Статьей 6 Закона о государственной регистрации прав предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 13 указанного Федерального закона государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В силу вышеизложенных норм Закона о государственной регистрации прав для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества после введения в действие Закона необходима регистрация ранее возникшего права по правилам, предусмотренным Законом.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. В том же случае, если с объектом недвижимости, права на который возникли до введения в действие указанного Федерального закона, совершается сделка в период действия этого закона, ранее возникшие права подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Следовательно, пока правообладатель сохраняет ранее возникшее право в неизменном виде, оно признается и без государственной регистрации, но для реализации всякой инициативы по изменению соответствующего юридического состояния, предварительная регистрация ранее возникшего у него права обязательна.
Государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется на общих основаниях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего в период совершения сделки приватизации Общества, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно статье 2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной данным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Датой государственной регистрации прав Закон устанавливает день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Таким образом, прежде всего необходима регистрация права собственности продавца на передаваемые в порядке приватизации объекты.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что на момент приватизации право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на спорный земельный участок зарегистрировано не было.
При этих условиях оснований для удовлетворения требований Общества не имелось. Нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом не установлено.
Выводы Арбитражный суд Нижегородской области основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2009 по делу N А43-931/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский завод "Эталон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-931/2009-13-34
Истец: ОАО "Нижегородский завод "Эталон"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области"
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2739/09