г. Владимир |
Дело N А43-2073/2009-8-66 |
10 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года,
полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соловьевой М.В., судей Белякова Е.Н., Вечканова А.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Доан С.Х., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУЗ "Клиническая больница N 50" ФМБА России на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 апреля 2009 года по делу N А43-2073/2009-8-66, принятое судьей Прохоровой Л.В., по иску федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 50 ФМБА России" к открытому акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОАО "Газпроммедстрах") о взыскании 155746 руб. 11 коп.
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца - Шарлаева И.И. по доверенности от 25.02.2009 (сроком по 31.12.2009), Терюшева М.И. по доверенности от 30.06.2009 (сроком по 31.12.2009);
от ответчика - Цибисова Ю.А. по доверенности от 27.03.2009 (сроком по 30.12.2009), Клещевич П.А. по доверенности от 11.02.2009 (сроком по 30.12.2009);
от третьего лица - Апреликова Л.Е. по доверенности от 30.06.2009 (соком по 31.12.2009), Клименко В.Ф. по доверенности от 29.05.2009 (сроком по 31.12.2009).
Суд установил.
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 50 ФМБА России" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОАО "Газпроммедстрах") о взыскании 155746 руб. 11 коп. долга за оказанные медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Решением арбитражного суда от 15.04.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд исходил из того, что заключенный между сторонами договор является договором возмездного оказания медицинских услуг. Истец нарушил условие договора, в связи с чем в оплате медицинских услуг, превышающих запланированный объем, отказано правомерно.
Заявитель просит решение отменить на основании п.п. 1, 3 ч. 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, в пункте 1.6 Положения организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях прямо указано, что режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактических учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий. Это же установлено п. 1.2 приказа Министерства здравоохранения Нижегородской области от 25.10.2002 N 923-в, которым внесены изменения в приказ Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области от 10.03.2000 N 9-а. Семидневный режим работы коек дневного стационара установлен в учреждении на основании Положения о койках с режимом дневного пребывания.
Вывод суда о том, что при подписании договора истцом был согласован шестидневный режим работы дневного стационара, не основан на материалах дела и на нормативных документах, поскольку из Правил ОМС, договора, плана-задания не следует, что установленная для коек дневного пребывания функция койки имеет какое-то ограничение по графику работы. Указывает, что приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области N 923-в еще в 2002 году исключено из приказа N 9-а положение, устанавливающее конкретные плановые функции коек дневного стационара - 300 дней при шестидневном режиме работы.
Считает, что имеет место неверное толкование понятия "объем медицинской помощи". Профили коек, в качестве перечня видов медицинской деятельности, оказываемой истцом, и есть объемы оказания бесплатной медицинской помощи, по которым составлен план-задание. План-задание и объем оказанной медицинской помощи - разные понятия.
Ответчик в отзыве на жалобу от 29.05.2009 (и дополнениях к отзыву от 06.07.2009) просит решение Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы - несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 02.06.2009.
Ответчик и третье лицо считают, что истец в одностороннем порядке нарушил условие договора об объеме медицинской помощи. Функция койки 300 предполагает работу дневного стационара по 6-дневной рабочей неделе. В связи с этим страховая компания обоснованно отказала учреждению в оплате оказанных медицинских услуг за 7-ой день работы дневного стационара.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы и отзывов, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18.10.2004 между ФГУЗ "Клиническая больница N 50 ФМБА России" (учреждение) и страховой медицинской организацией открытого акционерного общества "Газпроммедстрах" в лице Нижегородского филиала (страховщик) заключен договор N ГМф-14/ЩМ/0199/04 на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому страховщик поручает, а учреждение берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Согласно пункту 2 договора учреждение оказывает лечебно-профилактическую помощь застрахованным, объем и виды которой согласовываются сторонами. Перечень видов медицинских услуг и согласованные с Министерством здравоохранения Нижегородской области и страховщиком объемы лечебно-профилактической помощи, предоставляемые учреждением застрахованным, являются неотъемлемыми частями договора.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что учреждение оказывает лечебно-профилактическую помощь в соответствии с режимом работы его подразделений, а страховщик обязан ежемесячно оплачивать медицинскую помощь по тарифам и в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Нижегородской области.
В соответствии с условиями договора истец в период с июня по декабрь 2008 года оказал гражданам, застрахованным в системе ОМС, медицинские услуги, которые предъявил к оплате страховой компании. Ответчик оплатил услуги не в полном объеме, что и послужило поводом для обращения медицинского учреждения в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском о взыскании 155746 руб. 11 коп. долга.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" N 1499-1 от 28.06.1991 (далее - Закон N 1499-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статья 4 названного Закона предусматривает, что договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Согласно статьям 1, 22 Закона N 1499-1 обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования, утвержденных Правительством Российской Федерации и органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 1499-1 установлено, что договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
Суд неправильно определил правовую природу заключенного между сторонами договора и неправомерно применил к взаимоотношениям сторон нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, что привело к принятию неправильного решения.
Заключенный сторонами договор является договором обязательного медицинского страхования. К взаимоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.
В соответствии с положениями статьи 27 Закона N 1499-1 медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 5.7 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных ФФОМС 03.10.2003 N 3859/30-3/.
Следовательно, в силу указанных норм закона и положений статьи 964 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для отказа страховщика в оплате медучреждению оказанных медицинских услуг являются несоответствие оказанной услуги объему и качеству медицинских услуг, отказ в предоставлении услуг, предусмотренных Программой ОМС.
В соответствии со статьей 15 Закона N 1499-1 в обязанности страховой медицинской организации в числе прочего входит осуществление контроля, сроков и качества медицинской помощи в соответствии с условиями договора.
Указанная деятельность регламентирована Методическими рекомендациями по организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования, являющимися приложением к Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2008 N 111 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 5 Методических рекомендаций установлено, что контроль объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС предусматривает: медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу страховых случаев, экспертизу качества медицинской помощи.
Предусмотренная документация (счета, реестры) по услугам, оказанным в спорный период, ответчику предоставлена. Основанием для частичного отказа в оплате услуг страховщик указал пункт 3.2.10 Положения о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области, утвержденного приказом N 705-в/175-в от 05.07.2006 (далее - Положение): заявленная сумма по позиции реестра некорректна (содержит арифметическую ошибку).
Судом установлено, что в предъявленных истцом к оплате счетах и реестрах за июнь-декабрь 2008 года арифметическая ошибка отсутствует.
Представители ответчика и третьего лица в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции пояснили, что объем и качество медицинской помощи, оказанной истцом в спорный период, ими не оспаривается. Данная позиция подтверждается материалами дела.
Фактически основанием для отказа в части страховой выплаты является превышение учреждением показателя "функция койки 300", предусмотренного в приложении N 2 договора "План-задание к муниципальному заказу по объемам оказания бесплатной медицинской помощи гражданам за счет средств ОМС".
Из анализа вышеназванных законов и нормативно-правовых актов, а также Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год следует, что к показателям объема медицинской помощи относятся следующие показатели: стационарная помощь - койко-дни, амбулаторно-поликлиническая помощь- посещения, дневные стационары - пациенто-дни или койки, скорая медицинская помощь- количество вызовов.
Планы-задания направлены на обеспечение финансового планирования и не могут быть связаны с установлением мер имущественной ответственности за оказание медицинских услуг в большем объеме по сравнению с запланированным объемом.
Согласно пункту 3.4 Типовых правил максимальная ответственность страховщика по индивидуальному риску (стоимость медицинской помощи, оказанной конкретному лицу в течение срока действия договора) не определяется.
Поскольку показатель "функция койки" не является показателем объема оказанной медицинской помощи, то допущенное медицинским учреждением нарушение условий договора в виде превышения планового показателя "функция койки 300" не является в силу закона основанием для отказа в оплате оказанных медицинских услуг в системе ОСМ.
Другими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере ОМС, также не предусмотрена возможность ограничения ответственности страховщика по сравнению с той, которая установлена Законом N 1499-1 и Типовыми правилами (типовым договором).
С учетом изложенного исковые требования о взыскании с ответчика 155746 руб. 11 коп. долга за оказанные медицинские услуги в период июнь-декабрь 2008 года подлежали удовлетворению, в связи с чем решение суда на основании пункта 3 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 апреля 2009 года по делу N А43-2073/2009-8-66 отменить, апелляционную жалобу ФГУЗ "Клиническая больница N 50" ФМБА России удовлетворить.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОАО "Газпроммедстрах") в пользу федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 50 ФМБА России" 155746 руб. 11 коп. долга, 4614 руб. 92 коп. государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, 1000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Нижегородской области.
Председательствующий судья |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2073/2009-8-66
Истец: ФГУЗ клиническая больница N50 ФМБА России
Ответчик: Страховая медицинская организация филиала ОАО "Газпроммедстрах"
Третье лицо: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования