г. Владимир
07 июля 2009 г. |
Дело N А43-6542/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Рубис Е.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИОРД"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2009
по делу А43-6542/2009,
принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФИОРД"
о признании незаконным и отмене постановления Дзержинского городского отдела по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области от 05.03.2009 N 3-П о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ФИОРД" - Боос С.К. по доверенности от 15.01.2009 N 1;
от Дзержинского городского отдела по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области - не явились (уведомления N N 19801, 19828),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФИОРД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дзержинского городского отдела по экологическому контролю Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (далее - Отдел, административный орган) от 05.03.2009 N 3-П о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 16.04.2009 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требования, признав доказанной его вину в совершении административного правонарушения.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, в нарушение пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Отделом проведена повторная плановая проверка Общества, по результатам которой вынесено оспариваемое постановление.
Как считает заявитель апелляционной жалобы, Общество не имеет отношения к земельному участку, на котором размещены отходы, поскольку договор субаренды, заключенный между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "ПФК "АРВИ" (далее - ООО "ПФК "АРВИ"), прекратил свое действие 31.12.2008; из содержания письма от 17.12.2008 N 142 видно, что ООО "ПФК "АРВИ" совершило действия по обращению спорных отходов в собственность.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 25.02.2009 по 27.02.2009 Отделом проведена проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, в ходе которой в том числе установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Обществом не обеспечены безопасные условия хранения отходов пестицидов, изъятых с места захоронения и размещенных на несанкционированной временной площадке, не имеющей необходимых согласований и разрешений, на земельном участке, субарендуемом у ООО "ПФК "АРВИ".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.02.2009 N 29.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, административный орган 02.03.2009 составил протокол об административном правонарушении N 3-П, а постановлением от 05.03.2009 N 3-П Общество привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено.
Статьей 8.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности.
Согласно статье 1 данного Федерального закона экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В части 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона установлены в том числе следующие понятия:
- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Судом первой инстанции установлено, что Общество является собственником спорных отходов. Указанный факт Обществом не оспаривается.
Как установлено административным органом и отражено в акте проверки от 27.02.2009, Общество имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.11.2006 N ОТ-40-001101 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов со сроком действия до 28.11.2011. В соответствии с данной лицензией Общество осуществляет деятельность по обращению с собственными опасными отходами: сбор и временное хранение, с отходами других юридических лиц: сбор и транспортирование к местам утилизации.
В 2007 году Обществом осуществлено незаконное захоронение пестицидов с истекшим сроком годности на земельном участке, арендуемом у ООО "ПФК "АРВИ" на основании договора субаренды от 10.10.2007. С июня по октябрь 2008 года Обществом произведена выемка данных отходов, которые собраны в мешки и помещены на временное хранение в металлические контейнеры, часть отходов помещена в металлический ангар, находящиеся на арендуемом у ООО "ПФК "АРВИ" земельном участке по адресу: г. Дзержинск, Восточный промрайон Оргстекла, 6 км + 150 м, Автозаводское шоссе, д. 3.
На момент проверки срок договора субаренды земельного участка от 10.10.2007 истек (31.12.2008); на 2009 год договор не заключен в связи с неприемлемыми условиями; договор о передаче отходов на хранение отсутствует; отходы оказались брошенными Обществом на территории указанного земельного участка.
Таким образом, с 01.01.2009 Общество как владелец фактически сняло с себя полномочия по сохранности опасных отходов, соответствующие меры по их безопасному хранению, а также по их вывозу за пределы Нижегородской области им приняты не были.
Довод Общества о переходе права собственности на спорные отходы к ООО "ПФК "АРВИ" со ссылкой на письмо последнего от 17.12.2008 N 142 во внимание не принимается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
При этом согласно пункту 2 данной нормы право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Доказательств, свидетельствующих об обращении ООО "ПФК "АРВИ" спорных отходов в свою собственность в установленном гражданским законодательством порядке, не представлено, а из письма ООО "ПФК "АРВИ" от 17.12.2008 N 142 данный факт не усматривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при обращении с опасными отходами, в материалы дела не представлено.
Довод Общества о нарушении административным органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Действия административного органа по проведению проверки в установленном законом порядке не признавались, а предполагаемое несоблюдение требований настоящего Федерального закона не может являться основанием для признания незаконности оспариваемого постановления, поскольку административным органом и судом в полном объеме установлены сам факт правонарушения, наличие состава правонарушения в действиях Общества и его вины.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2009 по делу А43-6542/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИОРД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6542/2009-10-132
Истец: ООО "Фиорд"
Ответчик: Дзержинский городской отдел по экологическому контролю
Заинтересованное лицо: Комитет охраны природы и управления природопользованием НО
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1802/09