г. Владимир |
|
23 июля 2009 г. |
Дело N А38-1187/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2009 по делу N А38-1187/2009, принятое судьей Камаевой А.В. по заявлению открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл.
В судебном заседании участвуют представители:
открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод"- Куварзина Н.В. по доверенности от 11.01.2009 N дв-069-19-4 сроком действия по 31.12.2009;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл- Коморин А.Л. по доверенности от 30.04.2009 N 16 сроком действия три года,
установил:
открытое акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ММЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - государственный орган, Управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 12:05:0302009:38, площадью 411 217 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Суворова, в 1 метре от дома 15 по направлению на запад.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2009 вышеуказанное бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл признано незаконным как не соответствующее статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Одновременно на уполномоченный орган суд возложил обязанность в двухнедельный срок со дня принятия решения суда подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 06.11.2008 ОАО "ММЗ" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий на праве собственности Обществу объект недвижимости.
17.12.2008 уполномоченный орган издал распоряжение N 817 "О предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Марийский машиностроительный завод" находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, приобретенный в собственность".
Согласно данному распоряжению ОАО "ММЗ" предоставлялся в собственность за плату земельный участок общей площадью 411 217 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 12:05:0302009:38, находящийся по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Суворова, в 1 м от дома 15 по направлению на запад, разрешенное использование: для ведения уставной деятельности, по цене согласно прилагаемому расчету.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок Управление не подготовило и не направило заявителю проект договора купли - продажи земельного участка.
Не согласившись с таким бездействием государственного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "ММЗ" в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 названной нормы для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату или в аренду.
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного вышеназванным Постановлением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
В силу пункта 4.6. раздела II вышеуказанного Положения Управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель апелляционной жалобы является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен готовить проекты договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Доводам Управления об отсутствии утвержденного Росимуществом порядка продажи земельных участков судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены как несостоятельные.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что уклонение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл от предоставления Обществу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия для получения в собственность земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования ОАО "ММЗ".
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции законно и обоснованно взыскал с Управления в пользу Общества понесенные последним по делу судебные расходы в размере 2000 руб., исходя из того, что таким образом на ответчика возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. То обстоятельство, что Управление в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, не влечет для истца отказ в возмещении его судебных расходов.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2009 по делу N А38-1187/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1187/2009-19-60
Истец: ОАО "Марийский машиностроительный завод" (ОАО "ММЗ")
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2834/09