г. Владимир
"06" августа 2009 г. |
Дело N А79-4677/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.08.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК "С-путник" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.06.2009 по делу N А79-4677/2009,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТК "С-путник" к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Аликов А.Ю. по доверенности от 31.12.2008 N 01-2025.
Общество с ограниченной ответственностью "ТК "С-путник", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) в период с 20.04.2009 по 29.04.2009 проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "С-путник" (далее - Общество, заявитель) по факту дорожно-транспортного происшествия, совершенного 07.04.2009, и вопросам соблюдения условий лицензирования, выполнения транспортного законодательства, безопасности движения.
В ходе проверки выявлено, что Обществом нe организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях; при проведении стажировки не соблюдается продолжительность стажировки., продолжительность рабочей смены водителя-наставника Кадеева В.Р. и водителя - стажера Ипполитова Н.А. составила 21,1 час. за один рейс; автобусы "HIGER KLQ-6885" государственные регистрационные номера AH260 21rus, AH261 21rus 2007 года выпуска, выполняющие междугородные перевозки пассажиров по автобусному маршруту "Чебоксары - Воронеж", не оборудованы устройством для контроля пройденного пути, скорости движения, времени работы и отдыха водителя в нарушение Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86.
По результатам проверки 29.04.2009 составлен акт N 237 и 29.04.2009 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000176 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Чувашской Республики для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 23.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования и привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит заменить ответчика по делу на директора Общества Кадеева В.Р., являющегося ответственным за соблюдение соответствующих требований законодательства.
Податель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то, что ранее он не привлекался к административной ответственности.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие .
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило. Представитель Управления в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечение собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию (статья 17 Федерального закона N 128-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (пункт 7 Положения).
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).
Пунктом 3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение от 09.03.1995 N 27), предусмотрено, что лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу, в частности, при соответствии его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок; организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству; лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения от 09.03.95 N 27 стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
Согласно пункту 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 (далее - Правила N 86), тахограф - это контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
В пункте 8 Правил N 86 предусмотрено, что водитель транспортного средства должен обеспечить правильную эксплуатацию тахографа и своевременное включение и переключение его ручек на соответствующие режимы работы; своевременно производить установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также должен обеспечить их сохранность; использовать регистрационные листы каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
В силу пункта 9 Правил N 86 владелец транспортного средства обязан выдавать водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов; хранить заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 86 наличие, исправность и соответствие тахографа предъявляемым к нему требованиям, а также соблюдение водителем условий его использования, записи на регистрационных листах за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством, подлежат контролю.
В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Таким образом, положения названных нормативных правовых актов, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям, обязательным для исполнения лицензиатами.
Факт несоблюдения Обществом указанных норм и правил (не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях; отсутствие на автобусах "HIGER KLQ-6885" государственные регистрационные номера AH260 21rus, AH261 21rus 2007 года выпуска, используемых Обществом для осуществления междугородных перевозок пассажиров по автобусному маршруту "Чебоксары - Воронеж", тахографов; не соблюдение продолжительности стажировки водителей; формальное оформление результатов проведения стажировки; пребывание водителя в пути продолжительностью более 12 часов) установлен Арбитражным судом Чувашской Республики, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения указанных выше норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд отмечает, что по эпизодам, связанным нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в части несоблюдения Обществом продолжительности стажировки водителей и пребывания водителя в пути продолжительностью более 12 часов сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, поскольку данные нарушения имели место в июле 2008 года , о чем свидетельствуют стажировочный лист на Ипполитова Н.А. (начало стажировки - 01.07.2008, окончание - 05.07.2008), путевой лист N 043 от 01.07.2008, стажировочный лист на Диженкова А.С. (начало стажировки - 28.06.2008, окончание - 02.07.2008), путевой лист N 042 от 28.06.2008).
Вместе с тем по эпизодам, связанным нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в части не проведения ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях; отсутствия на автобусах "HIGER KLQ-6885" государственные регистрационные номера AH260 21rus, AH261 21rus 2007 года выпуска, используемых Обществом для осуществления междугородных перевозок пассажиров по автобусному маршруту "Чебоксары - Воронеж", тахографов, решение о привлечении Общества к административной ответственности вынесено судом первой инстанции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности
Довод Общества о том, что субъектом данного правонарушения является Кадеев В.Р. - директор Общества, как лицо, ответственное за соблюдение указанных норм и правил, отклоняется, поскольку вина Общества доказана материалами дела.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.06.2009 по делу N А79-4677/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК "С-путник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В.Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4677/2009
Заявитель: Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике
Ответчик: ООО "Транспортная компания С-путник"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3179/09